Эдуард Лимонов: Все герои ушли на Донбасс
24 августа 1999 года 15 членов Национал-большевистской партии (НБП) захватили башню с курантами Матросского клуба в центре Севастополя. Они вывесили транспарант «Севастополь – русский город» и стали разбрасывать листовки «Кучма – подавишься Севастополем!». В тот день городе было малолюдно, как обычно в День Независимости Украины.
Спустя 18 лет на той же площади уже российского Севастополя появился человек, вдохновивший 15 храбрецов на тот отважный поступок – писатель Эдуард Лимонов (нацболов так и называли – «лимоновцы»). Выйдя из машины, он сразу уставился на башню: «Да, вот на той балюстраде они растянули лозунг…». Он не мог увидеть это здание до 2014 года, потому что был объявлен персоной нон-грата на Украине еще в 1994 году – за выступление на площади Нахимова в Севастополе.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в Telegram, Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
«ПолитНавигатор»: Почему вы так долго до нас добирались – целых три года сюда уже можно было ездить?
Эдуард Лимонов: Когда образовалась живая связь между крымскими людьми и мной, тогда я появился. Все мои товарищи былых времен уже умерли. Александр Круглов умер в 2010 году. Не осталось живых связей, а теперь они опять появились.
А с ребятами, которые тогда захватили башню, вы поддерживаете связь?
Да, конечно. Когда произошла эта феноменальная победа под названием «Крымнаш», я их собрал и сказал: теперь вы видите, что мы все делали правильно. Это были ребята из четырех областей. Заранее было определено это место. Посылали людей, которые все разведали, привезли фотографии, как, куда, что. Знали, что нужно сделать, закупили сварочные карандаши, чтобы изнутри забаррикадироваться. Это позволило им продержаться около двух часов. Принципиально не взяли вооружения, а так – военная операция.
Где сейчас эти ребята?
Сергей Фомченко, сейчас командует тем самым батальоном в ДНР, в котором политруком (так он это называет) Захар Прилепин. Мы видимся с этими 15 людьми. По-моему, один скончался. У нас много погибших. В Донецке несколько человек погибло. Одному парню ногу ампутировали. Все это продолжается – живая история.
У НБП было много громких акций, почему вы выделяете севастопольскую?
Это было эпохальное событие – символический жест, объявляющий о принадлежности этой территории России. Это оказало вдохновляющее влияние на жителей Севастополя, Крыма, Украины, которые уже устали ждать помощи от России. После этого все генералы, возглавлявшие МВД и СБУ, полетели к чертовой матери.
Но задерживали ребят не украинцы, а русские
Там был и «Беркут», и российский экипаж. Клуб-то принадлежал Черноморскому флоту. У патриотов с российским флотом были всегда сложные отношения. Тот же Александр Круглов постоянно воевал с этими адмиралами: и судился, и злился, и кричал на них. Имел все основания. Конечно, российский флот подчинялся российскому правительству. Я думаю, что все равно могли взбунтоваться, и надо было это сделать, но они этого не сделали.
Вы свое время писали сценарий восстания на примере Севастополя. Многое потом совпало?
Мы были убеждены, что это произойдет. Сейчас в Интернете ходит какое-то древнее видео, где я в 92-м году говорю о проблеме Крыма и Донбасса, что за них придется воевать. Все удивляются моей проницательности. А я удивляюсь тому, что в ту эпоху, когда не было никаких видео, сохранилась эта запись. Я доволен, что оказался прав исторически – так оно все и вышло. Ребята не зря полгода мыкались по украинским тюрьмам. Только в следующем году я их забрал из пересыльной тюрьмы в Москве в Селикатном переулке. Директор тюрьмы тогда пожал мне руку. Все-таки русские понимали, что совершено символическое действие. Мы были единственными, кто тогда подал сигнал: Родина вас не забыла. В эпоху, когда все внезапно стали патриотами, этим можно гордиться.
В эпоху патриотов о нацболах забыли?
Мое мнение такое: Родина могла бы найти 15 медалей, и Севастополь мог бы найти. Я смотрел фильм о возвращении Крыма: там много больших героев, но нет настоящих. Таких как Александр Круглов – депутат Верховного Совета Крыма от Севастополя. Человек, который всю жизнь положил на борьбу, который придумал лозунг «Севастополь-Крым-Россия», который постоянно организовывал митинги на площади Нахимова.
История такая вещь, которая стирает детали, но справедливость требует, чтобы на этих людей упал луч ее прожектора. Пусть современники помнят тех, кто 15 лет назад взял эту башню. Тогда все считали этих людей сумасшедшими. Мне пришлось испытать ненависть их родителей. Я ответственности с себя не слагаю, но это были добровольцы, они знали, куда шли.
Я думаю, они правильно поступили, им теперь не стыдно, они не зря прожили свои жизни, хотя бы потому, что совершили этот на самом деле подвиг. Они умудрились никого не убить, но при этом задеть гордость украинского национализма. Это был удар по морде со всего размаху – в День Независимости сделали такое. Через 15 лет Севастополь стал русским городом. Кто в это верил? Они верили, я верил.
Возможна ли сейчас такая акция, например, в Одессе?
Все возможно, но та эпоха от нас безнадежно далека. Теперь требуются более радикальные средства, чтобы обратить внимание общества. Тем более, в Одессе погибло столько людей. Ответ на это должен быть настолько же трагичен, как эта одесская история. Наверное, если кто-то мирным путем захватит какое-то символическое здание в Одессе, это будет сигналом со стороны России.
Сигналом об очередном этапе развала Украины?
Я с детства учил украинскую культуру и историю. Я считаю, что есть небольшая территория, где-то 9 областей вокруг Киева (пусть Киев, не буду спорить), где есть украинская культура. Пусть они живут – там около 20 млн человек. А вокруг – украинские колонии. Они никогда не были Украиной. Там пользуются русским языком, а язык – это все: цивилизация, традиции, история. Украина сейчас тужится, хочет сохранить за собой колонии. Не надо тужиться, станьте нормальным государством, и не надо будет вести никакие войны. Забудьте об этих территориях, они все равно от вас уйдут
А вам не кажется, что население этих колоний сейчас обработано пропагандой и поддерживает Украину?
Мне наплевать, что думает население. Я долгое время жил во Франции и много раз бывал в Страсбурге. Эта территория, которая 8 раз переходила в 20-м веке от Германии к Франции и обратно. Ничего страшного: сегодня так, завтра будет по-иному. Главное – это язык.
То есть, если мы туда придем, мы им докажем, что они русские?
Это все доказано. Почему Донецкая область восстала, потому что еще в 2013 году до всех майданов опрос показал, что 94,7% там называют родным языком русский. А на Украине тогда выгоднее было называться украинцем.
Киев был всегда русскозячным городом, но там случилось два майдана, в которых участвовали русскоязычные киевляне.
Я думаю, есть необратимые вещи. Например, Киев никак не оттащишь и не сделаешь русским. Не будем об этом. А Одесса, Николаев, Харьков – это русские города, и что бы там не происходило, это не украинские города. Я прожил в Харькове до 23 лет. Там никто по-украински не говорил.
У многих жителей Одессы, Харькова, других городов сейчас очень сильна обида на Россию, за то, что она Крым забрала, а их нет
Адресовывайте эту обиду властям. Я не руководитель государства. Я его сторонник только когда мне кажется, что оно правильно поступает. Например, в истории с «Крымнаш». Я его критикую, когда мне кажется, что оно неверно поступает. По моему мнению, нужно было сразу же заявить себя стороной конфликта на Украине. А делать вид, что мы ни при чем, мы вышли пописать, не надо. Россия – это мама. Почему она бросила своих детей и делает вид, что она ни при чем? Да, она помогает Донбассу. Но надо сказать громко на весь мир: отойдите, злыдни, от моих детей. Нужно быть решительным и убежденным.
Главным оппонентом Путина считают Навального. Вам не кажутся его акции масштабной пародией на нацболов? То, что было трагедией, стало фарсом.
Я не расположен давать комментарии об этом человеке. У меня такое впечатление, что он знает, что он неприкасаемый, что к нему неприменимы никакие методы сдерживания. У нас со времен Ивана Грозного такого не бывало, чтобы человек, осужденный на 5 лет, провел в СИЗО одну ночь и был выпущен. Это невероятно. У меня четкое ощущение, что он выгоден какой-то части нашего истеблишмента. Его пытаются представить как иностранного агента. Я думаю, дело куда хуже. Я предполагаю, что он ставленник либералов. Говорили об Альфа-групп. Конкретных аргументов в пользу этой версии у нас нет и не будет. Сейчас же не пишут расписку дьяволу.
Но к нему на акции приходят такие же люди, как когда-то приходили к вам в партию. Если в Москве и в Питере все фальшиво-либерально, то в провинции, по-моему, по-настоящему.
В нашем обществе всегда есть огромный запрос на протесты. Так как у Навального есть огромное количество финансов, он открывает себе предвыборные штабы, хотя участвовать в выборах он не может. 35 штабов – это дикие деньги, миллиард рублей. Люди идут к нему потому, что он организует какие-то шоу.
А где же «Другая Россия» – искренняя и настоящая оппозиция?
У «Другой России» нет таких денег.
Но у вас никогда не было денег
Да, но у нас были искренние самоотверженные люди. Кто-то погиб на Донбассе, а часть ярких людей просто погибла. У нас в мирное время погибло 15 человек при самых страннейших обстоятельствах. Кого-то выбросили из окна, кто-то упал под поезд. Сменилось поколение. У нас нет такой подъемной силы. Чтобы вызвать людей на площадь, нужно иметь или деньги, или два десятка героев. Нет ни того, ни другого. Я в этом признаюсь.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.