Меджлисовцев ждет облом от Эрдогана
Изменения в расстановке сил в турецком парламенте и необходимость вновь избранного президента Реджепа Эрдогана создавать коалицию вместе с националистами не изменит отношений между Турцией и Россией.
Об этом в комментарии «ПолитНавигатору» заявил политолог Армен Гаспарян.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
По его словам, Эрдоган часто и сам является проводником националистических идей, так что его политика тут вряд ли изменится.
«Я не думаю, что в краткосрочной перспективе последуют какие-либо изменения в российско-турецких отношениях, потому что в данный момент Турция, вне всякого сомнения, в этом заинтересована. Другой вопрос, что вообще вся история взаимоотношений двух стран показывает, что периоды стабильности сменяются периодами конфронтации. К сожалению, в истории у нас была масса и военных и дипломатических конфликтов с Турцией. Что же касается расстановки сил в турецкой политике, я не убежден, что она претерпит серьезных изменений, потому что в массе своей что националисты, что сторонники Эрдогана, сходятся на ключевой отметке, на которой одни выносят на щит, а другие пока держат за скобками – это теория пантюркизма и младотурков.
Поэтому мне кажется, что по ключевым аспектам они будут договариваться. Другой вопрос, что поддержка националистами так называемого крымско-татарского меджлиса и вообще телодвижения вокруг Турции будет значительно портить настроение самому Эрдогану. Ему в данном случае это меньше всего нужно в свете его взаимоотношений с Россией в конкретное время», – заявил Гаспарян.
В свою очередь крымский политолог Андрей Никифоров также отмечает идеологическую близость двух возможных членов коалиции – Партии справедливости и развития президента Эрдогана и Партии националистического движения, лидером которой является Девлет Бахчели, бывшего лидера военизированного молодежного крыла националистов «Серые волки», поддерживавшего меджлисовцев во время блокады Крыма. Тем не не менее крымский политолог уверяет, что, несмотря на это, крымский вопрос в Турции не стоит на повестке дня.
«Я не думаю, что крымская карта хоть как-то в этих переговорах внутритурецких разыгрывается. Это все для внешней политики, для игры Турции на внешней арене. По поводу «Серых волков», там тоже не все так просто в их отношениях с Меджлисом, потому что изначально Меджлис не настолько радикальная пантюркистская организация. Это тоже ситуативные союзы. Понятно, что свобода маневра у Эрдогана ограничена, но не настолько, чтобы это капитально сказалось на внешнеполитическом курсе Турции хотя бы потому, что сам Эрдоган в последние много лет дрейфует в сторону турецкого национализма, большей ставки на собственные силы, маневрирования между мировыми центрами силы. Я думаю, что в данном случае его позиции с националистами достаточно близки, потому союз будет естественным», – заявил Никифоров.
С ним согласен еще один крымский эксперт, политолог Сергей Киселев, отметивший, что вопрос Крыма закрыт для обсуждения и даже вхождение в коалицию партнеров запрещенного в РФ Меджлиса не повлияет на это.
«Стратегически для России сегодня максимально выгодна поддержка добрососедских отношений с Турецкой республикой. Естественно, что Турция проводит свою политику, во всяком случае в том формате, в котором это возможно. Эрдоган, имея цели возрождения силы и могущества, на турецкий манер поднятия с колен Турции, вынужден лавировать политически. При создании коалиции он, я думаю, все таки, прогнется иначе там будут серьезные проблемы. Я думаю, на Турцию сейчас брошены довольно большие силы с целью дестабилизации внутренней обстановки и вывода Эрдогана из турецкого политического поля.
Мы уже не раз видели ликование Меджлиса по разным поводам, но начнем с того, что сколько бы он не ликовал, он все равно остается нелегитимным. Второе – все надежды на то, что «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете» разбиваются о железные аргументы, которые высказывал, и министр обороны, что вопрос Крыма закрыт и ничего здесь меняться в чьих-либо интересах не будет. Все надежды на какие-то изменения вряд ли возможны», – отмечает Киселев.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.