Взгляд из Тирасполя: Украина повторяет путь молдо-приднестровского конфликта. Можно ли с него свернуть?
Тирасполь – Одесса – Киев, Май 03 (Навигатор, Андрей Сафонов) – Одесская трагедия доказывает, что события на Украине всё больше повторяют сценарий конфликта Приднестровья и Молдовы, последствия которого не преодолены до сих пор. Как не допустить непоправимого? Об этом в авторской колонке для «Навигатора» пишет приднестровский политолог Андрей Сафонов.
Подпишитесь на новости «Навигатор – Киев» в Facebook или Вконтакте
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
…Ещё вчера я по ситуации на Украине написал статью под названием «Прекращение кровопролития – шанс сохранить целостность Украины». В ней, в частности, говорилось: «движение к гражданской войне уже может исключить даже федерализацию, как способ сохранения Украины в её границах». И ещё: «Мы, пережившие 1992 год, желаем вам, дорогие украинцы, чтобы у этой последней черты кровопролитие было остановлено».
Прошло всего несколько часов и к ночи, после событий в Одессе, после новых боёв на востоке Украины стало ясно, что статья во многом устарела и отстала от развивающихся событий. Поэтому я, опубликовав её в социальных сетях, решил переделать специально для «Навигатора», сохранив то, что остаётся, по-моему, актуальным.
Факт в том, что 2 мая Украина сделала шаг в полномасштабную гражданскую войну, а это во многом напоминает кровавый путь молдо-приднестровского противостояния 1990-1992 годов, закончившийся войной на Днестре.
Политически и регионально Украина в огромной мере расколота. Центральная власть в Киеве полностью сориентирована на Запад, её оппоненты с востока и юга – на Россию. Есть и полутона, но эти краски сейчас – основные. Исходя из геополитической ориентации и из позиции Запада, власти в Киеве не приемлют федерализацию, так как Запад боится, что восток и юг Украины не дадут увести всю Украину под контроль США, ЕС и НАТО. Соответственно, в России с начала внутриукраинского противостояния видят федерализацию способом не допустить полного отрыва Украины от бывшего СССР в целом и от России – в частности.
Анализируя обстановку, надо чётко понимать: в ЕС Украину никто принимать не собирается. В Вашингтоне и Брюсселе её видят в следующем качестве:
1. Орудие в конфликте с Россией – как политическом, так и в непосредственно военном, так как западники сами к тотальным войнам явно не склонны.
2. Рынок сброса товаров с Запада при уничтоженной национальной экономике Украины.
3. Средство недопущения интеграции территорий и народов бывшего СССР.
Этим и объясняется, что Запад столь неприкрыто толкает противостояние на Украине к кровавой развязке в виде гражданской войны. Ни США, ни ЕС сильная и экономически эффективная Украина не нужна ни при каком режиме, ни при каких властях. Вашингтон и Брюссель, настаивая на выборах президента Украины именно 25 мая, явно не обеспокоены и судьбой нынешних руководителей Киева. Ведь при сценарии гражданской войны нынешние власти Украины либо падут под бременем разгорающегося на востоке и юге конфликта (как пали молдовские прорумынские «ястребы» после войны на Днестре в 1992 году), либо будут сменены с помощью Запада после 25 мая (или чуть позже).
Запад, если судить по открытым источникам информации, рассматривает эту власть как временную, переходную, а потому и толкает её на продолжение силовых действий. Свою долю в смуту вносят украинские олигархи с повадками средневековых шинкарей, крутившихся среди казачьих станов.
Но и в этой крайне тяжёлой и чреватой дальнейшим ухудшением ситуации остаётся главная задача – не допустить полномасштабной гражданской войны на Украине. Молдо-приднестровский опыт подсказывает следующие возможные решения.
Во-первых, объявить о повсеместном прекращении огня. В пунктах вооружённого противостояния противостоящим формированиям выделить уполномоченных людей для контроля за соблюдением мирного положения.
Во-вторых, объявить о прекращении всякого участия во внутреннем противостоянии частей и соединений Вооружённых Сил Украины. Армию отвести в казармы, создать экстренно механизм контроля за выполнением этого решения, удостоверившись, что войска находятся в пунктах постоянной дислокации.
В-третьих, во всяком случае, до Дня Победы, сторонам противостояния освободить всех задержанных, арестованных и пленных.
В-четвёртых, развести все противоборствующие формирования на безопасные расстояния друг от друга. Запретить отдельным командирам частей принимать самостоятельные решения, влекущие за собой применение оружия.
В-пятых, командирам противостоящих формирований установить связь друг с другом для исключения всевозможных провокаций, могущих привести к дальнейшим жертвам. В противном случае, виноватыми вполне могут сделать «стрелочников» в лице этих самых командиров.
В-шестых, в ближайшие 4-5 дней перейти к предметным переговорам о будущем устройстве Украины и её внешней политике, которая служит предметом разногласий в стране. Очевидно, что без обсуждения модели федерации уже не обойтись, хотя и она уже не всех устроит на юге и востоке страны. Переговоры вести в сравнительно нейтральном населённом пункте (явно не в Киеве или Донецке, не в Одессе или Львове).
В-седьмых, создать Всеукраинскую комиссию из представителей различных общественно-политических сил для расследований событий в Одессе.
Решать, как быть, предстоит украинцам. Из нашего опыта могу лишь сказать: если это или что-то подобное не подходит, тогда остаётся запасаться оружием, боеприпасами, солью, спичками и идти по пути, который мы прошли на берегах Днестра 22 года назад.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: