Репортаж Deutsche Welle из Северодонецка: «Мы сдавали госэкзамены под гром орудийной канонады»
Deutsche Welle рассказала о жизни при киевском режиме в прифронтовом Северодонецке на Луганщине. «Настроения населения не очень понятны. Многие не доверяют новому правительству, или чувствуют, что Киев на них не обращает внимания»., – отмечает издание.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в Telegram, Facebook, Одноклассниках илиВконтакте
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
«К тому времени, как вы доедете до города, если не раньше, последствия войны становятся видимыми: остатки взорванного моста, как памятник боевых действий, которые продолжается здесь до сих пор.
Ровно два года назад, 5 сентября 2014 года Украина подписала первое соглашение о прекращении огня (Минск I). Перемирие длилось всего несколько недель, но граница, которая возникла тогда в основном осталась прежней. Граница проходит через районы густо населенные этническими русскими – более чем на треть.
Северодонецк – промышленный город с примерно ста тридцатью тысячами жителей, который в сентябре 2014 года стал временной столицей части Луганской области, контролируемой Киевом. Город был основан в 1950-е годы, когда Советский Союз решил построить здесь центр химической промышленности. Вдоль линии горизонта тянутся дымоходы завода “Азот”. Это самое большое предприятие в Северодонецке. До войны оно производило в основном сельскохозяйственные удобрения. Теперь простаивает, а Украина закупает удобрения за рубежом.
В новейшей истории Украины Северодонецк сделал себе имя как «оплот сепаратистов». Во время прозападной “оранжевой революции” в конце 2004 года, пророссийские политики с востока и юга страны собрались здесь на съезде, и пригрозили отделиться от Киева. Десять лет спустя город стал частью так называемой “Луганской Народной Республики», но «сепаратисты» оставили его украинской армии. Крупных сражений не было.
С тех пор над городом реет сине-желтый украинский флаг. Однако настроения населения не очень понятны. Многие явно не доверяют новому правительству, или чувствуют, что Киев на них не обращает внимания. Это становится очевидным в частных беседах, когда журналисты отключали запись. Пожилая женщина, которая еще в советское время приехала в Северодонецк из Сибири, вспоминает с гневом в голосе, как украинские солдаты направляли на нее оружие в 2014 г. По ее мнению, это Киев, а не Москва, виноват в конфликте.
Местный политик полагает, что многие люди в регионе чувствуют то же самое. Более половины жителей пророссийски настроены, говорит он. “Оппозиционный Блок” выходил на первое место в различных выборах.
На улицах в Северодонецка звучит русская речь. Из двадцати одной школы, восемь учат полностью на русском языке. Одной из них является школа № 18. “Были предложения, чтобы мы ввели украинские классы в нашей школе,” – говорит директор школы Наталья Фоменко. Но эта инициатива не сдвинулась с мертвой точки, так как не было достаточного интереса со стороны родителей. – “Мы получили только от трех до пяти предложений на класс.”
Директор рассказала нам о происшествии, которое, очевидно, характерно для современной Украины. Проукраинская неправительственная организация хотела провести неофициальные проверки в школе. “Кто-то сказал им, что я сепаратистка». Две женщины пришли, чтобы поговорить с одиннадцатиклассниками. “Я была очень взволнована, так как там были молодые люди, среди которых – бежавшие из Донецка и Луганска, и я знала, как и о чем они думают,” говорит Фоменко. Но волнения были напрасны. Проукраинские активистки поблагодарили ее за “отличную воспитательную работу”.
Особенно сильно влияние русского языка и культуры в музыкальной школе Северодонецка, которая носит имя известного советского композитора и музыканта Сергея Прокофьева.
Большинство учителей работают на русском языке, особенно когда речь идет о музыкальных предметах. “Единственный инструмент, который преподается на украинском – это бандура,” говорит заместитель директора Наталья Юрченко. Из около ста шестидесяти учеников только одна девушка постоянно говорит на украинском языке в своей повседневной жизни. “Трудно сказать, какая культура ближе к нам,” – говорит преподаватель истории Украины Ольга Булекова .
Когда разговор заходит о России и о войне на востоке Украины, обе учительницы становятся задумчивыми. Является ли Россия агрессором? “Трудно понять,” – говорит Юрченко. Булекова добавляет, что профессиональное музыкальная школа является “островом аполитичности”, который бросил вызов войне. “Вы можете прийти сюда, и вздохнуть спокойно. Мы сдавали государственные экзамены под гром орудийной кононады,” – учительница вспоминает и смеется.
Есть также позитивные моменты в жизни для города, живущего в тени войны. Здешнее профессиональное музыкальное училище никогда не давало столько концертов для местных жителей, как это было в последние два года, – говорит Булекова. – И всегда аншлаг».