Почему выходец из Западной Украины воевал за Новороссию. Интервью
Ополченец с позывным «Хохол» – бывший учитель истории с Западной Украины, вступивший в ряды сторонников Новороссии в 2014 году, рассказал об участии в сопротивлении националистам в интервью «ПолитНавигатору».
Сначала «Хохол» несколько раз ездил на «Антимайдан» в Киев, с первых дней участвовал в массовых митингах в Донецке; штурмовал здание Донецкой облгосадминистрации и СБУ. Впоследствии воевал в Марьинке, Донецком аэропорту, на Саур-Могиле. После прекращения активных боевых действий “Хохол” вернулся на гражданку – кормить семью, но обещает вновь оказаться в строю, когда понадобится. Беседа состоялась накануне годовщины финального штурма Донецкой ОГА во время Русской весны.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
– Как получилось, что школьный учитель внезапно стал антиреволюционером, а затем и ополченцем?
«Хохол»: Я родом из г. Ровно. Там, даже после Великой Отечественной, оставалось немало бандеровцев, а во время войны они свирепствовали. Моего деда, боровшегося с этой заразой, они убили и повесили на воротах, а жене и детям сказали, что если снимут и похоронят тело; хотя бы холмик могильный сделают, повесят и их тоже. Поэтому когда на «майдане» началась вакханалия, мой выбор был очевиден.
– С чего все началось в Донецке?
«Хохол»: 23 февраля в город вернулся «Беркут» и состоялся масштабный митинг. Какие-то малахольные старушки голосили на украинском и хватали людей за одежду, но их просто игнорировали. Когда они поняли, что провокация не удалась, моментально рассосались в толпе.
Тогда много говорили о повторении крымского сценария на Донбассе, о необходимости проведения референдума. Ожидался приезд «майданутых», мы приняли решение о формировании дружин самообороны. Потом повесили на флагшток российский флаг и разошлись, чтобы на следующий день вновь собраться. Мы тогда собирались каждый день…
– Провокаций много было?
«Хохол»: Да практически каждый день. Но больше всего запомнился проукраинский митинг 13 марта. Начались потасовки, и к «майданутым» тут же кинулось невероятное количество народа. Находившиеся среди проукраинских митингующих нацики решили ретироваться и организованно пошли к своему автобусу. А мы их решили проводить.
«Беркут» сначала пытался их оградить, а потом просто отошел в сторонку и уже не вмешивался. И ничего бы, в принципе, и не было бы, кроме пары подзатыльников, но кто-то швырнул в наших свето-шумовую гранату. Это была явная провокация. Тогда дончане принялись громить автобус, в упор забрасывать его камнями.
Наконец, нацики выбили заднее стекло и побежали к р. Кальмиус. Мы их особо не догоняли, но пособирали потерянные вещи. Нашли стальные прутья, а также загранпаспорт – судя по отметкам, его владелец активно посещал на выезде матчи «Динамо».
– А с правоохранителями как были отношения?
«Хохол»: «Беркут» нас не трогал – мы же только что их встречали как героев! С солдатами внутренней службы тоже не кусались – как-то одного затащили в толпу, так его никто и не трогал. Просто отталкивали от себя, хотя бедный парень, наверное, перепугался до смерти.
Зато СБУ почти каждый день кого-то арестовывала. Тогда очень многих людей арестовали. В день, когда задержали Павла Губарева, мы уже всерьез поняли, что все призывы договариваться с Киевом или судиться с ним, обращаться в ООН и т.д. – все это ложь, и предстоит серьезная борьба. Тогда перекрыли движение, остановив два троллейбуса, начали строить баррикады. Забросали картошкой и яйцами проукраинский митинг.
Даже когда ОГА захватили, мы с «Беркутом» очень любезно общались – почти не толкались даже. А потом они сами, без всякого с нашей стороны давления, покинули здание, оставив нескольких, чтобы вместе с нами его охранять.
Помню, смешно было – ворвалось нас первых человек с десять в облгосадминистрацию, а там нас встречает полковник СБУ и требует, чтобы мы вышли, потому что «испачкаем ковры».
Как-то к облгосадминистрации приехали на разведку нацики, но у нас уже было оружие. Кто-то из наших просто вышел на улицу и показал им автомат. «Герои» тут же ретировались…
– Правда, что в ОГА появлялся тогда будущий героически раненный в зад комбат карательного батальона «Донбасс» Семенченко?
«Хохол»: Слышал такое и даже видел фото, но лично не встречал. Хотя там много непонятных людей тогда было. Как-то привели замаскированного Рината Ахметова – в камуфляже и балаклаве. Он нам сказал, что будет с нами дружить, если мы будем дружить с Украиной. Много было политиканов, которые нас призывали вести себя культурно и покинуть ОГА. Впоследствии большинство «переобулось», когда увидели, что мы серьезно взялись за дело, люди нас поддерживают, и вообще все это надолго.
– Почему в первый раз ушли из облгосадминистрации?
«Хохол»: Тогда люди ворвались в здание и потребовали от депутатов проведения референдума о статусе Донбасса. После остались в здании, но через два дня сами покинули его – милиция заявила, якобы здание заминировано и его надо проверить. Сами ушли. Потом опять захватывали… Вообще вся эта катавасия продолжалась долго, до тех пор, пока люди не устали от бессмысленных митингов и шествий и не решились на серьезные действия. 6 апреля окончательно захватили ОГА, взяли под контроль здание СБУ, где на тот момент уже никого не было. С тех пор все и началось по-настоящему.
– Чувствую, скучаешь по тем временам?
«Хохол»: Не за временем, за шансом все быстро закончить.
– Воевать снова пойдешь?
«Хохол»: Как только начнется что-то настоящее. Масштабное.
– Спасибо!
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.