На сцену вышла молдавская Фарион. Грозит ли стране русофобия по украинской модели?
После того как Майя Санду ценой многочисленных махинаций на участках в Европе и внутри страны сохранила свой президентский пост ещё на 4 года, ряд нациствующих политиков поспешили выставить свои рецепты установления фактически фашистского режима и подавления инакомыслия в стране.
В первую очередь, решила напомнить о себе «молдавская Ирина Фарион», экс-депутат парламента, а ныне румынская чиновница Анна Гуцу. Она написала на своей странице в соцсети пост, содержащий целую программу экстренных мер, в частности:
– немедленный выход Молдовы из СНГ,
– разрыв отношений с Россией по причине гибридной атаки против Молдовы,
– введение визового режима для всех граждан России, в том числе обладающих молдавским гражданством,
– принятие «антирашистского» закона, аналогичного украинскому,
– замена руководства Службы информации и безопасности, Национального антикоррупционного центра, и замена их «профессионалами в этой сфере», в том числе из Румынии,
– присоединение Молдовы ко всем антироссийским санкциям,
– подписание соглашения между Молдовой, Украиной и Румынией на случай атаки против Молдовы со стороны России,
– установление границы безопасности по Днестру и объявление Приднестровья «территорией, оккупированной Россией»,
– административная реформа – создание 7 жудецев (уездов), ликвидация Гагаузской автономии и присоединение её территории к Кагульскому жудецу, создание министерства по отношениям между РМ и Румынией,
– введение для политических партий необходимости удостоверения от СИБ об отсутствии с их стороны угрозы национальной безопасности Молдовы.
Несколько слов о том, что такая Анна Гуцу. Её неспроста называют молдавской Фарион: у них одинаковый и возраст, и сфера деятельности. Гуцу, как и убитая Фарион – лингвист, обладающая степенью доктора филологии. Как представитель научно-творческой интеллигенции Анна Гуцу ещё в позднесоветские годы стала одной из наиболее активных приверженок прорумынского Народного фронта, несмотря на то что её отец этнически русский, и её девичья фамилия Петрова.
Со временем Петрова-Гуцу стала одной из наиболее активных и радикальных приверженок румыно-унионизма. Она была одним из организаторов «плиточной революции» 7 апреля 2009 года, избрана депутатом парламента от Либеральной партии, затем с группой коллег покинула её и не прошла в составе новой партии в парламент.
После стала инициатором создания радикально-унионистской «Партии национального единства», почётным председателем которой стал экс-президент Румынии Траян Бэсеску. По его ходатайству Гуцу была назначена главой румынского правительственного департамента по связям с Республикой Молдова, главная функция которого – распределение помощи из Румынии на территории Молдовы.
Именно Анна Гуцу была автором обращения в Конституционный суд, который в итоге вынес решение о том, что Декларация о независимости (где государственный язык румынский) превыше Конституции РМ – компромиссного текста 1994 года (где государственный язык определён как «молдавский на основе латинской графики»). Она стала автором законопроекта, по которому румынский язык признавался бы единственным государственным языком на территории Молдовы, и законопроекта об уголовной ответственности за сепаратизм – 20 лет тюрьмы. Гуцу предлагала признать 16 мая – день вхождения Бессарабии в состав России в 1812 году – днём траура в связи с «200-летней российской оккупацией Бессарабии».
Озвучивание Анной Гуцу таких экстремистских предложений говорят, по меньшей мере, о том, что они обсуждаются, в том числе в правящей партии «Действие и солидарность», которая сохранит свою монопольную власть до парламентских выборов в следующем году. Просто среди молдавской политической элиты есть те, которые согласны бежать впереди паровоза, либо просто вбрасывать в общество подобные темы в качестве пробных камешков.
Столь радикальные даже для нынешнего режима Санду темы вряд ли будут поднимать до выборов, дабы не раздражать общество. Но намёк от прорумынских «зилотов» в адрес правящей партии понятен:
«Вы ослабли, мы дышим вам в спину и можем перехватить поддержку наиболее радикальных групп».
Впрочем, свои отмороженные нацисты есть и в партии «Действие и солидарность». Ставший в последнее время скандально известным партийный активист Марин Андони, заявивший, что избрание гагауза главой Молдовы станет национальным позором, и пожелавший всем сторонникам Александра Стояногло и их детям «заболеть раком», был припущен руководством партии, однако сразу после выборов он синхронно с Анной Гуцу выступил за ликвидацию Гагаузской автономии, продемонстрировавшей убийственные для правящей группировки результаты (97,04% за Стояногло, 2,96% за Санду).
Тем не менее, адекватная часть молдавского общества, выступающая за восстановление нормальных отношений с Россией, проснулась и перестала бояться, о чём свидетельствует голосование внутри Молдовы и на «еврореферендуме», и в ходе второго тура президентских выборов. Затолкать зубную пасту обратно в тюбик уже не получится. А гражданский конфликт на территории страны – последнее, что нужно молдавскому руководству в процессе переговоров о членстве в ЕС, особенно когда ветры перемен дуют всё сильнее и в Европе, и за океаном.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.