“Мы вернулись в Россию не за материальными благами. Украинизация Юго-Востока зашла слишком далеко”
Трудности, с которыми сталкиваются в Крыму после воссоединения с Россией, не привели к разочарованию – жители полуострова возвращались на Родину не ради материальных благ. Повторение “Крымского сценария” в Одессе, Харькове или Донецке было невозможно, поскольку местное население там не продемонстрировало единства, в отличие от крымчан.
Об этом в интервью “ПолитНавигатору” рассказал депутат заксобрания Севастополя Игорь Соловьев, один из соратников Чалого, помогавший организовать знаменитую манифестацию на площади Нахимова, давшую 23 февраля 2014 года старт “Русской весне”.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Соловьев накануне демонстративно покинул партию “Единая Россия”. Этот шаг стал результатом междоусобных разборок в партии – обострения конфликта между спикером заксобрания Алексеем Чалым и губернатором Сергеем Меняйло. В среду вечером на площади Нахимова должен был состояться митинг противников губернатора. Акцию сначала запретил суд по инициативе правительства, а вскоре, после экстренного совещания в Москве, отменили сами организаторы.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор–Крым» в Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
“ПолитНавигатор”: В Севастополе все последние дни бурлили страсти вокруг проведения и запрета митинга. Этот конфликт доставляет немало удовольствия недоброжелателям с Украины. “Так хотели в Россию – теперь получайте”, “Не нравились украинские олигархи – получайте еще худших российских” и т.п. Что можете им сказать в ответ?
Игорь Соловьев: Во-первых, мы шли в Россию не за материальными благами. Главное мы получили – мы на Родине, в школах детей учат русской истории, географии, литературе, и украинизация остановлена.
Во-вторых, большая часть проблем, существующих в городе, была создана ещё при Украине. Это и хаотичная уплотнительная застройка, и разворовывание земли города, и коррупция. И даже тот человек, с которым связывают сейчас скандальные стройки в Ласпинской бухте и на Фиоленте, происходит из украинского прошлого Севастополя. Бороться с этим при Украине было бесполезно. Сейчас у нас появилась возможность в корне изменить ситуацию.
“ПолитНавигатор”: Вы покинули “Единую Россию”. Но еще в украинские времена люди, более-менее интересовавшиеся политикой, знали о проблемах этой партии. А после референдума мы увидели массовое вступление в нее недавних украинских чиновников. Зачем было вступать изначально туда вам и другим простым общественникам? Может ли кто-то еще из известных в Севастополе политиков/общественников теперь последовать вашему примеру?
Игорь Соловьев: Во-первых, я действительно знал о проблемах этой партии. И очень как раз хотелось, чтобы в отдельно взятом субъекте Федерации таких проблем не было. И это вполне возможно было реализовать с учётом событий “Русской весны”. Во-вторых, вы не правы, когда говорите о том что в ЕР в Севастополе массово вступали чиновники – не нужно путать с Крымом. Если бы бывшие депутаты городского совета стройными рядами пошли бы в ЕР – это было бы очень плохо для города.
Идея о том, что ЕР в Севастополе должна быть не партией чиновников и околовластного бизнеса, а партией патриотов и простых людей, на начальном этапе нашла своё воплощение. Даже и сейчас всё еще не так плохо, как было в Партии регионов, но, думаю, это не надолго.
Я никого не призываю следовать моему примеру – каждый решает сам. Может быть, кто-то видит для себя возможность бороться изнутри.
“ПолитНавигатор”: По поводу конфликта в Севастополе есть несколько точек зрения. Одни говорят о том, что население за годы пребывания в Украине “заразилось вирусом Майданов”, и все митинги протестные сейчас недопустимы. Другие, напротив, считают, что конкуренция правительства и заксобрания – благо, это как раз пример политической борьбы. Вы сами как считаете, на пользу ли все происходящее городу?
Игорь Соловьев: В идеале, дружная конструктивная работа исполнительной власти и законодательной гораздо лучше чем конфликт. Мы старались конструктивно работать с исполнительной властью с момента избрания. К сожалению, есть некоторый порог, после которого приходится прибегать противостоянию. На мой взгляд, земля Севастополя – наш стратегический ресурс, это наше богатство и важно сохранить то, что еще не успели растащить для наших детей и внуков. И то что происходило в последнее время касательно городской земли, не оставило нам выбора.
При этом, замечу, что попытки приписать нам “майдан” не имеют ничего общего с действительностью. Митинг был заявлен на 3000 человек в строгом соответствии с законом 54-ФЗ который это регулирует. Если бы не начали нагнетать обстановку в городе, то митинг бы состоялся, мнение было бы выражено, резолюция отправлена адресатам и все бы разошлись. Видимо кто-то очень испугался нашего митинга и началась кампания по очернению членов инициативной группы и самой идеи. Нам приписывали и “майдан” и якобы то, что мы выдвигаем политические требования и якобы то что мы связаны с Навальным и т.д. В общем, админресурс включили по полной. Мне, как активному участнику “Русской весны” слышать обвинения в “майдане” просто обидно. Считаю такие заявления оскорблением.
“ПолитНавигатор”: В последнее время в критике по поводу застройки побережья, которая стала одной из причин митинга, фигурировала фамилия преимущественно экс-министра обороны Лебедева. С чем связано возобновление активности его стройфирмы, и есть ли другие застройщики, чья деятельность представляет угрозу для интересов горожан?
Игорь Соловьев: У меня такое ощущение, что бОльшая часть застройщиков города желает строить исключительно у моря, в парках и лесах, и прилагает для этого ряд усилий. Строить на месте частного сектора, на пустырях и в балках им не так интересно. С чем связано возобновление активности его фирмы Лебедева, достоверно неизвестно, но могу предположить, что были найдены общие интересы с кем-то из исполнительной власти города и получены от них какие-то гарантии.
“ПолитНавигатор”: Вы сами недавно сетовали, что на митинг против застройки “Дачи командующего” вышли считанные севастопольцы. Не опасались, что подобный провал ждет и акцию на Нахимова?
Игорь Соловьев: Во-первых, об этом говорил не я. Во-вторых, на самом деле, то был не митинг, а по сути спонтанный сход граждан, возмущённых появившейся новостью о разрешении возобновления стройки в парке. Сход нигде не рекламировался, времени на его подготовку не было. Так вот на таком мероприятии, было собрано около 400 подписей под обращением к Губернатору – по-моему, это немало. Сход организовывал не я, а Анатолий Марета, а я лишь пришёл как депутат.
“ПолитНавигатор”: Замечали ли, что власть меняет людей? Какие объяснения могут быть для поведения недавних оппозиционеров, ныне инициирующих запрет митингов на “святой площади Нахимова”?
Игорь Соловьев: Я не хотел бы это комментировать. Скажу лишь что разочарований в людях за последние полтора года было немало, впрочем, довелось повстречать и замечательных друзей, и сильные личности, которых власть не портит.
“ПолитНавигатор”: Оппоненты Алексея Чалого ставили ему в укор отказ от масштабной национализации – мол, “не забирает активы у олигархов, потому что сам такой”. Что думаете по поводу таких обвинений?
Игорь Соловьев: Нам Алексей Михайлович говорит, что депутаты, и уж тем более председатель ЗАКОНОдательного Собрания, обязаны действовать в соответствии с законом. Национализация, которую нам предлагалось провести, нарушала Конституцию России. Так что обвинения необоснованны. Кроме того, хочу напомнить, что губернатор предлагал нам для национализации около 60 объектов. При этом, после нашего отказа, национализировал только 13…. Что, кстати, показательно. Губернатора после этого тоже обвиним в том, что он олигарх?
“ПолитНавигатор”: Про Чалого также доводилось слышать о диктатуре в стиле его управления. Вы сталкивались с этим во время работы во фракции?
Игорь Соловьев: Нет. Ни разу.
“ПолитНавигатор”: Насколько санкции ощущаются в Севастополе, тормозят его развитие?
Игорь Соловьев: Это смотря в каких областях. В IT сфере санкции ощущаются и тормозят развитие. Заметны санкции и в банковской сфере. В других областях проще.
В целом, я бы сказал, что ничего критичного в связи с санкциями нет, но неприятности некоторые доставляют.
“ПолитНавигатор”: Как оцениваете туристический сезон-2015, есть ли возможность в дальнейшем совмещать статус туристического центра и базы ЧФ?
Игорь Соловьев: Не готов оценить тур сезон 2015 объективно. По субъективным ощущениям, гостей города очень много. Я не хотел бы, чтобы Севастополь жил курортным туризмом. В нашей программе упор делается на военно-патриотический круглогодичный туризм и, уверен, это возможно.
“ПолитНавигатор”: Тысячи беженцев с Украины в городе – как ощущается их присутствие, несут ли они пользу, или наоборот, и как вы предлагаете решать проблему беженцев?
Игорь Соловьев: Насколько я знаю, Севастополь официально не принимает беженцев, в отличии от других субъектов. Но люди едут сами, к друзьям и родственникам. Присутствие ощущается – увеличилась загрузка школ и очередь в дет. сады, усилилась конкуренция за рабочие места.
“ПолитНавигатор”: Что участники Русской весны думают о конфликте на Донбассе, как его решать?
Игорь Соловьев: Радость возвращения Крыма в Россию омрачает война на Донбассе. Не могу сказать, как решать данный конфликт, – не владею нужной для этого информацией, а ситуация крайне сложная. Очень бы хотелось, чтобы на Украине сменилось руководство, потому что те, кто у власти на Украине сейчас, на мой взгляд, нацелены на войну, а не на мир.
“ПолитНавигатор”: Жители Харькова, Донецка, Одессы иногда упрекают, что ждали повторения крымского сценария, а он не произошел. Как думаете, почему? Отказ от его повторения был ошибкой, или был оправдан?
Игорь Соловьев: Не думаю, что Крымский сценарий вообще был возможен в других регионах. Слишком много отличий. Напомню, что в Крыму на законных основаниях размещался Черноморский флот. Плюс к этому, Крым отделён от Украины перешейком, который достаточно легко блокируется. Кроме того, Крым сразу понял, что хочет, причём, ещё до появления вежливых людей, но у меня не сложилось впечатление, что то же самое можно сказать об областях Украины. В областях востока Украины украинизация зашла слишком далеко.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.