Исход из Краматорска – в городе начались зачистки
Краматорск – Донецк, Июль 07 (Навигатор, Юрий Ковальчук) – В ночь с 4 на 5 июля войска народного ополчения Новороссии покинули окруженный Славянск и практически полным составом, под прикрытием танков, отошли в Краматорск. В Краматорске войска пробыли недолго – уже ночью 5 июля ополченцы Славянска, а затем и Краматорска начали массовое отступление в Донецк. О том, как происходило отступление, «Навигатору» рассказал один из бойцов ополчения Краматорска с позывным «Кузнец».
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Подпишитесь на новости «Навигатор – Киев» в Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
«Судя по всему, командиры уже за несколько дней знали, что планируется массовое отступление, но тщательно скрывали это. Мы тоже чувствовали неладное – сначала мы несколько дней вообще ничего не предпринимали, затем командование как будто взбесилось, и трое суток мы практически не отдыхали. Нас бросали то на усиление блокпостов, то в засаду, то в погоню за сброшенными с украинского самолета контейнерами, и все безрезультатно.
В ночь с пятницы на субботу мы охраняли блокпост на Красногорке. К этому времени в Славянске и Краматорске уже сутки обстреливали практически каждый час. Однако ночью начался настоящий ад – украинские войска безостановочно бомбили оба города на протяжении двух часов. Тяжело себе представить, сколько людей погибло во время этого обстрела, – рассказывает «Кузнец».
Около часу ночи из города в сторону Донецка начали выходить колонны с бойцами, бензовозами и техникой. Где-то неподалеку были слышны выстрелы из автоматического оружия и пулеметов. Мы поняли, что происходит что-то неладное, и попытались связаться с начальством, но телефоны молчали. Утром нам прислали паек и по телефону приказали удерживать позиции. К этому времени из Краматорска начали выезжать местные ополченцы. Сплошной вереницей тянулись автобусы с местными жителями. Мы видели, как мимо нас проезжают наши командиры. Знакомые бойцы звали нас ехать с ними, но мы приняли решение остаться на блокпосте, отправив нескольких товарищей прояснить ситуацию.
Когда мы прибыли в город, мы обнаружили, что в центральном штабе никого не осталось, а на площади разместилось около тысячи ополченцев из Славянска. Они спешно грузились в автомобили и автобусы, покидали город. Сообщали, что украинские войска уже прорвались в город.
Большинство наших товарищей уже уехали. В нашем расположении мы обнаружили нашего командира «Танкиста». Он был изрядно пьян и требовал, чтобы мы немедленно вернулись на позиции, угрожая в противном случае расстрелом. Накануне он отправил нас на верную смерть на аэродром, откуда мы каким-то чудом несколько часов выходили из-под минометного обстрела. Поэтому мы взяли документы и вернулись на Красногорку. Второй отряд отправился на блокпост на Северном. Судя по всему, они погибли или попали в плен. Мы уходили одними из последних», – рассказал ополченец.
Действительно, анализируя впоследствии поведение руководства ополчения Краматорска, можно прийти к выводу, что об отступлении знали еще за несколько дней. Кроме того, из достоверных источников удалось узнать, что силы ополчения изначально не собирались оборонять Краматорск, так как в отличие от Славянска в город можно свободно войти практически с любой стороны – удержать все дороги невозможно.
Кроме того, сама организация местного ополчения явно не была рассчитана на боевые действия – многими отрядами командовали люди, не имеющие боевого опыта, а то и вовсе не служившие в армии. Деятельность отрядов была хаотичной и несогласованной, практически не было тяжелого вооружения, поэтому активность была минимальной. В целом, ополчение Краматорска скорее создавало медийную картинку и помогало осуществлять переброску людей и помощи в Славянск, чем являлось самостоятельной боевой формацией.
Очевидным доказательством этого является аэропорт, который местное ополчение так и не решилось штурмовать. Есть информация, что командование в Краматорске планировало штурм на понедельник, но так и не решилось на это.
В субботу Краматорск покинули не только ополченцы, но и все те, кто хоть как-то был связан с ополчением или Антикризисным советом. Уже в 10 утра в городе невозможно было нанять такси, автобусы были забиты уезжающими. На тот момент в городе все еще оставалось около 70-80 тыс. населения.
Вошедшие в Краматорск без боя украинские войска громогласно заявляют о том, что опасность для мирного населения миновала, что теперь будут выплачиваться пенсии и пособия, а также зарплаты бюджетникам, но в реальности опасность для мужской части населения сейчас еще выше, чем во время артобстрела. Как сообщают местные жители, рискнувшие остаться в городе, украинцы ведут стремительную зачистку. Действуют поквартально, арестовывают практически всех мужчин от 18 до 50. Действуют методично, зачищая квартал за кварталом, ориентируются по свидетельствам своих агентов в городе и лояльных режиму местных жителей.
Большинство мужчин, которых забирают на вопросы, пока не вернулось домой. Вероятно, многие из них не скоро вернутся домой, если вообще вернутся. Краматорск пал, но борьба продолжается.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.