Герои Донбасса и Советского Союза Алексей Стаханов и Мария Гришутина. Чтобы помнили
Сегодня исполнилась годовщина трудового подвига, совершённого шахтёром Алексеем Стахановым и его трудовыми товарищами. В эти дни, когда ДНР и ЛНР далеко не впервые в истории стали центрами гражданской войны, мы хотели бы напомнить читателям, что Донбасс – регион далеко не случайный. Что уже несколько раз он становился центром становления принципиально новых социальных проектов, и побеждал в этой борьбе. Что люди здесь всегда любили свой край не только на словах – они доказывали это делом, и в первую очередь – трудовыми достижениями. Об этом очень важно помнить сегодня, когда сошедшая с ума Украина пытается откреститься от своей истории и забыть всё, что с ней происходило.
Донбасс всегда был уникальным регионом, в котором величие и богатство его истории весьма удачно сочетаются с невероятными перспективами, которые обеспечивают талантливые люди – писатели, поэты, учёные, промышленники. История этого региона впечатляет своей масштабностью и знаковыми событиями: в древние времена здесь жили скифы, было многое – и Дикое Поле, промышленная разведка соли в Бахмуте, колонизация, начало освоения края как в промышленном, так и в социальном плане.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Дальше – интереснее: достаточно вспомнить историю первой половины XX века, а именно то, как народ Донбасса отреагировал на события 1917 года с последующей гражданской войной, в ходе которой регион подвергся невероятным разрушениям. Ситуация складывалась настолько жёсткой, что Ленин тогда писал: «Донецкий бассейн подвергнут такому разорению, о котором мы не имеем и понятия». Для подтверждения этого достаточно привести такой факт: если перед началом гражданской войны в Донбассе работало около полутора тысяч шахт, то в 1920 году их число составило 981 предприятие.
Вопрос о послевоенном восстановлении угольного региона, а, вернее, о поднятии его из руин, витал в воздухе уже с января 1921 года. Тогда руководство партии признало, что Донбасс должен был стать исходным пунктом развития советских республик, и что для его скорейшего восстановления нужно приложить все возможные силы и средства. В таких условиях, 27 мая 1921 года Совет Труда и Обороны принял постановление «О восстановлении каменноугольной промышленности Донбасса».
И восстановление началось – в течении четырёх лет простые рабочие-металлурги, шахтёры и просто небезразличные жители городов и сёл восстанавливали хозяйство уничтоженного войной региона. Несмотря на ряд трудностей и препятствий, таких как полностью разрушенные железнодорожные пути, кое-где заваленные снегом, затопленные водой шахты, послевоенный голод, отсутствие какого-либо продовольственного снабжения рабочих и катастрофическая нехватка рабочих кадров, им удалось не просто восстановить регион, а помочь ему впоследствии обрести славу «всесоюзной кочегарки».
Курс на индустриализацию хозяйства поставил перед промышленностью всего союза новые задачи по переустройству в соответствии с последними достижениями техники и планового развертывания производства для обеспечения экономической независимости СССР. Здесь Донбассу выпала своя, особая роль по снабжению хозяйства топливом и металлом. В.И. Ленин, упоминая о важности региона, говорил, что «…без Донбасса социалистическое строительство остается простым добрым пожеланием».
В начале первой пятилетки Донбасс был единственной угольно-металлургической базой во всей стране: в 1928-1929 годах из сорока миллионов тонн добычи каменного угля по СССР Донбасс дал примерно тридцать один миллион тонн (то есть, около 80% общесоюзной добычи).
В поисках лучших возможностей для решения задач индустриализации руководство партии вынуждено было обратиться к давно забытым теоретическим разработкам В.И. Ленина. Его статья «Как организовать соревнование?» была напечатана в газете «Правда» 20 января 1929 года. После этого было решено, что именно идея трудового соревнования самым лучшим образом отвечала всем поставленным задачам. С первоочередной инициативой начала соцсоревнования выступили рабочие Москвы и Ленинграда, а уже 29 апреля 1929 года XVI партконференция обратилась к рабочим и всем трудящимся с призывом развернуть соревнование.
Рабочие Донбасса и здесь не остались безучастными, приняв в соцсоревновании самое активное участие. Как уже писалось выше, угольный регион всегда славился своими чрезвычайно трудолюбивыми и самоотверженными людьми, которые способны не просто выполнять порученные им задания, но и выступать с собственными инициативами и предложениями.
В августе 1935 года парторг шахты «Центральная-Ирмино» решил провести технологический эксперимент. Он предложил разделить обязанности забойщика и крепильщика: главную роль в этом поручили Алексею Стаханову, вторую — Тихону Щиголёву и Гавриилу Борисенко. Эти рабочие считались не только физически крепкими, но наиболее толковыми и инициативными на всей шахте. Тогда шахтёры долго колебались, и потому не сразу дали своё согласие. Дело в том, что за парторгом ходила дурная слава, потому в случае провала эксперимента ответственность за это понесли бы все. Эксперимент начался вечером 30 августа 1935 года. Для него выбрали самый мягкий угольный пласт, а всё необходимое для эксперимента оборудование заранее доставили в забой.
Результат превзошёл все ожидания: если считать всю бригаду, то существовавшая тогда норма выработки была перевыполнена в четыре с половиной раза. Однако, есть и другие данные о якобы четырнадцатикратном превышении плана. Дело в том, что в то время весь тоннаж добытого полностью записывался на забойщика. Из-за этого и появилось ошибочное мнение.
Опубликованная в «Правде» заметка о рекорде привлекла внимание Орджоникидзе и Сталина, которые, собственно, и благословили рождение стахановского движения.
Уже в конце 1935 года в газете «Социалистический Донбасс» писали: «Ещё раньше многих рабочих надо было торопить, подгонять, то теперь положение изменилось, рабочие-стахановцы сами теребят, понуждают, погоняют своих руководителей. Нашей задачей мы считаем создание ещё более лучших условий для проявления инициативы стахановцев…».
В 1935г., в связи с установленным рекордом Алексея Стаханова, на Сталинском металлургическом заводе было принято решение, что предприятие необходимо сделать «лабораторией новых методов». По инициативе мастера Леонида Бубнова в черной металлургии впервые началось собственное соревнование по выпуску скоростных плавок по заказу. На протяжении более чем четырёх месяцев Бубнов выпустил сто девяносто семь плавок без единой тонны брака.
Не только мужчины, но и женщины на протяжении истории внесли свой особый вклад в послевоенное поднятие промышленности. После освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков забойщица одной из горловских шахт Мария Гришутина организовала женскую молодёжную бригаду забойщиков, которые систематически перевыполняли производственные задания и не единожды награждались Переходящими Красными Знамёнами ГКО и ЦК ВЛКСМ. Именно Марии принадлежит знаменитый призыв «Девушки, в забой!», которым она обратилась ко всей женской половине Донбасса с призывом овладеть шахтерскими профессиями и заменить ушедших на фронт братьев и мужей.
В декабре 1944 года Мария Гришутина практически повторила рекорд Алексея Стаханова: за одну смену она нарубила 40,6 тонны угля — 11,5 мужских норм.
Трудовой подвиг бригады Алексея Стаханова и личный рекорд Марии Гришутиной – лишь немногие из сотни других примеров, когда рабочие угольного края, не жалея своих сил и времени, делали и делают всё возможное, чтобы показать всему миру, что Донбасс – земля героев, сильных людей, обладающих невероятным мужеством и так называемым «донбасским характером».
Рабочих этого края не запугать процессом возрождения края после масштабных разрушений. Подняли один раз – поднимем ещё. Главное верить в свои силы.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.