Безотцовщина украинской государственности
Сергей Карый, историк, Нежин
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Концепция преподавания истории Украины как в украинских школах, так и в украинских вузах базируется априори на мифе об унитарности украинского государства с незапамятных времён. Между тем, для одних нынешних украинских территорий центром тяжести был не Киев, а Москва и Петербург, для других – Речь Посполитая, или Австрия. Может, именно из-за этой исторической тенденции с провозглашением независимости Украины центробежные силы стали обретать столь разрушительный для украинской государственности характер…
На буксире империи
Мы привыкли мыслить в фарватере концепции Нестора-летописца, который провозглашал Киев «матерью городов русских». Может, когда Нестор был жив, эта концепция и была актуальна. Однако со снижением роли Киева как важнейшего торгового центра на пути «из варяг в греки» стало снижаться и его государствообразующее значение. С 1132 г., после смерти князя Мстислава Владимировича, древнерусское государство окончательно распалось на две республики — Новгород и Псков и тринадцать независимых княжеств. На территории современной Украины находились Киевское, Черниговское, Переяславское и Галицко-Волынское княжества.
Татаро-монгольское нашествие нивелировало значение Киева и как культурного и государственного центра. Местом сборки нового государства стало Владимиро-Суздальское княжество и Москва. Это произошло ни много ни мало, но почти 800 лет назад. Нещадно опустошаемые набегами кочевых народов просторы современной территории Украины стали тем, что мы сегодня называем «серой зоной».
Казачество было не столько феноменом государственного строительства, как об этом пишут в школьных учебниках на Украине, сколько типичной формой самоорганизации людей на территориях без права и закона. Упразднение запорожского казачества было вызвано вовсе не украиноненавистническими взглядами российских правителей, как говорится в «национально-продвинутых учебниках», а завершением строительства полосы городов-крепостей с воинскими гарнизонами и укреплений в 1742 году, которая строилась более 150 лет и защищала от татарских набегов Слобожанщину, нынешнюю Харьковскую и Сумскую области.
Именно эту полосу называли Украиной или Окраиной, которая отодвигала рубежи государства ещё дальше.
Примечательно, что для Польши и Литвы Украина была Украиной, то есть пограничьем. Так, к примеру по тому же принципу была когда-то названа Сербская Краина, то есть от слова «край» в значении граница государства. Нечего и говорить о том, что управлялся этот регион непосредственно из Москвы или Петербурга. Так что, тяготение современных территорий Юго-Востока Украины к непосредственному подчинению Москве имеет давнюю традицию.
Украинская (пограничная) линия на современной карте и старинной немецкой. На немецкой карте «украинская линия» отмечена чуть выше над русско-турецкой границей.
Пешки польского гамбита
Вместо евразийского, русского взгляда на государство, как на семью, на территориях доминирования Речи Посполитой распространялся искривлённый «европейский» взгляд на государство как на государство, где каждый холоп, если гоноровитый, может стать шляхтой, а любой шляхтич – магнатом.
У каждого польского дворянина был собственный идеал, своя мечта о государстве, которой он старался следовать. Вся Речь Посполита была поделена между магнатами, которые в своих владениях были полновластными правителями. Фактически это были государства в государстве со своими армиями, судами, и даже образовательными учреждениями. В качестве наёмных войск в своих междоусобицах они использовали казаков, иногда татар.
Казаки с большой охотой выступали в качестве наёмных добровольческих батальонов у польских магнатов. Фактически одна из таких междоусобиц переросла в Гетманщину. Теперь уже казацкие старшины становились властью на территориях, которые им удавалось подчинить. Властью, которая действовала по образцу польских магнатов.
Например в 1686 году казацкий полковник Семен Филиппович Гурко (Палий) взял власть в Фастове (Правобережье – входило в Речь Посполитую на тот момент) и округе и вёл самостоятельную международную политику (просил Россию включить в состав империи и, вместе с тем, жаловался польскому королю на притеснения от католиков). В августе 1704 года Палий стал жертвой козней Мазепы, ещё одного самовольного магната, которого называли «гетманом» – начальником войска.
По сути, территорию, которую такой гетман или полковник контролировал, можно было бы сегодня назвать территорией под властью военной хунты, то есть под властью ограниченного в числе военного сообщества в состоянии перманентной войны. А ярлыки предателей, защитников веры или носителей национальной идеи «навесили» им историки и писатели.
В конце концов, Россия, договорившись с другими государствами, разделила с ними раздираемую усобицами магнатов, гетманов и полковников территорию Речи Посполитой – «истерички Европы», как её называли при европейских дворах. Однако бунтарская закваска погони за призрачным, недостижимым идеалом власти осталась. «Где два украинца там три гетмана» – живет с той поры. Кстати, именно ляхи придумали национальность «украинец».
В тюрьме народов
На жителей части территории современной Украины, которая в девятнадцатом веке попала под власть Австрийской империи, наиболее сильно подействовала австрийская имперская идея порядка. Организованность, которая часто доходит до нонсенса, до паранойи определила их мировоззрение. Франц Кафка и Ярослав Гашек, каждый со своей стороны, раскрыли и ужас, и абсурдность такого мышления.
Железная рука австрийской империи и жестокая нищета населения поставила на колени некогда гордых наследников славы Галицко-Волынского княжества. Львов стал польско-немецким городом с небольшим местным коренным населением. Габсбурги определяли, как называться русским – русинами или украинцами. Террор, направленный против русскоязычных граждан и русскоязычной литературы к 1914 году дал свои результаты. Русские в первой мировой войне воевали против русских же, и назывались Украинскими Сичевыми Стрельцами, аналогично тому, как это происходит и сейчас на Донбассе.
Непробиваемая вера в силу организованности и дисциплины стала фундаментом для формирования националистов-фанатиков. Именно они стали ударной силой и разного рода «партий», «орденов», «организаций», тайных обществ, от масонов до бандеровцев и «украинской диаспоры», которые заточены на пропаганду русофобии и ненависти к русским, сочиняя новый язык, новую литературу и новую историю.
Стоит отметить, что и национал-социализм, и фашизм, как идеология, зародились именно в Австро-Венгерской империи ещё при правлении Франца Иосифа, да и Гитлер сам был австрияком. Австро-Венгерская «лоскутная» империя объединяла на не очень большой территории в компактном проживании десятки народов, католицизм, православие, мусульманство. Жители империи не понимали друг друга, так как общались на языках не только не близких, но и фундаментально разных: немецком, венгерском, разнообразных славянских, итальянском и др. Такое компактное проживание и непонимание друг друга, скреплённое только официальным имперским порядком, породило национальную ненависть.
Королевство Галиция и Лодомерия со столицей в Лемберге входило в состав Австро-Венгрии под австрийским протекторатом. Закарпатье с Ужгородом принадлежало Венгрии, Буковина имела статус автономии
Западная Украина входила в состав Австро-Венгрии несколькими частями: Закарпатье принадлежало автономной в империи Венгрии (фактически угорские завоеватели контролировали эти земли с незначительными промежутками, начиная с середины 13-ого столетия), Волынская, Ровенская, Львовская, Ивано-Франковская и части других областей входили в т.н. край Галиции и Лодомерии, где заправляли по факту поляки.
Сами поляки свою интервенцию во Львов начали ещё во времена Данилы Галицкого, то есть почти 800 лет назад. Буковина (Черновицкая область) входила в состав Австро-Венгрии в качестве автономного края, именно поэтому там не так сильно развилось католичество и уния, аналогично тому, как оно сохранилось на Закарпатьи, сохранились прекрасные монастыри, так как поляки не правили на Буковине. Это был отдельный цисарский регион, который сотни лет очень тесно был связан с православной Румынией, входил в состав православной Молдавии, и, в конце концов, Румыния в 20-ом столетии на некоторое время получила Буковину в своё прямое управление.
Противостояние регионов
Впервые Украина родилась в нынешнем виде только сто лет назад, да и то без Западной Украины, которая была присоединена всего лишь 70 лет назад. Мы видим, что Украинская Советская Социалистическая Республика была «склеена» не просто с трёх больших кусков территории (в 1954 добавился четвертый – Крым), а с совершенно разных по пониманию государства и государственности регионов. С распадом Советского Союза, который вёл политику примирения, сглаживания национальных и культурных противоречий, оказалось, что очень просто можно стравить Западные области Украины с Юго-Востоком, и миф о унитарности Украины как самостоятельного государства не выдерживает никакой критики.
Однако самыми опасными и для населения Украины и для ее целостности являются территории, на которых живы традиции Гетманщины. Достаточно вспомнить 1917 год. Считается, что гражданская война на территории бывшей Российской Империи началась с октября, после захвата власти большевиками. Но раскол в обществе, характерный как раз для состояния гражданской войны, на территории Гетманщины был уже в марте.
Киев лихорадило. Небольшие города, сёла и деревни становились полностью «самостоятельными». Митинги, безвластие, бандитизм, разрушение памятников… В Киеве уже сто лет назад «судили» и разрушили памятник Петру Аркадьевичу Столыпину… А в июле в Киеве началось вооруженное восстание так называемых полуботковцев. Одна из воинских частей «не пожелала» идти на фронт, а требовала остаться защищать украинскую государственность «в столице», назвалась именем «гетьмана Полуботка» и требовала поставить всех солдат на «полное государственное довольствие». Такой себе «Айдар» тех времён…
И в то же время в Харькове, центре Донецко-Криворожского бассейна, ни секунду не признавали Киева в любом другом статусе, кроме губернского центра. Всё было там относительно тихо вплоть до ноября 1917, когда на ДонКривбасс напали «калединцы», казаки Всевеликого войска Донского. Казаки Всевеликого войска Донского вступили с пролетариями Донбасса в прямое военное столкновение.
Статус столицы был дан Киеву только в 30-х годах и сделали это большевики. Сама Центральная Рада управляла не более 5-тью областями в центре нынешней Украины, и при этом совсем не долго, до конца не контролируя даже Киев.
В итоге, Украина – это государственное образование, союзный ленинский проект, составной элемент Советского союза. В этом проекте были объединены несколько разных по традициям государственного устройства земель, но в этом проекте впервые украинский народ получил свою государственность и полное объединение. Этот проект, это объединение работало в СССР, работало даже до недавнего времени в промышленном союзе с Россией. Запущенные антисоюзные процессы родили центробежные силы, в которых Закарпатье будет тяготеть к Словакии и Венгрии, Черновцы к Румынии, Западная Украина вольётся на правах «Польши Б» в неформальный союз с «Польшей А» (польская терминология 20-30-х годов прошлого столетия)… Да и на остальной части страны эти процессы не утихнут… Таков печальный итог произведённых событий 2014-ого года.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.