Журналист рассказал, как нынешняя сербская оппозиция оскорбила Путина
Нынешняя сербская оппозиция, регулярно устраивающая митинги в Белграде, представлена бывшими чиновниками, управлявшими страной после свержения Слободана Милошевича. Именно на период их правления приходится беспрецедентное подчинение воле Запада и охлаждение отношений с Россией. Игра на противоречиях тех времен позволила верхушке в Подгорице добиться нейтралитета Москвы, которая не стала препятствовать процессу распада Государственного союза Сербии и Черногории и даже поначалу рассматривала Мило Джукановича как возможного партнера – в отличие от тогдашнего белградского руководства.
Об этом в «Независимой газете» пишет собкор портала Балканист.ру в Черногории Игорь Дамианович.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
По словам автора, важную роль в формировании неверного отношения России к черногорскому сепаратистскому референдуму 2006 года сыграли ряд факторов, в числе которых – сильное влияние кадров ельцинского периода.
«Еще одним фактором, который определил российскую поддержку Черногории в 2006 году, было недоверие Путина к тогдашним властям Сербии. Это было видно на примере празднования 60-летия Победы над фашизмом в 2005 году, когда ни один из представителей Белграда не присутствовал на Параде в Москве», – пишет автор.
Он также напоминает, что первый визит Путина в еще Союзную Республику Югославию, состоялся в июне 2001 года и начался со скандала, поскольку в аэропорту его встретил не глава государства, что предполагалось протоколом, а премьер-министр. При этом во время отъезда российской делегации начальник Генштаба генерал Анатолий Квашнин сначала даже отказался пожать руку хозяевам.
«Если надежды на то, что Джуканович станет союзником России, были ошибочны, то настороженное отношение к тогдашним властям Сербии было оправданным. В марте 2011 года Сербия, по предложению тогдашнего министра иностранных дел Вука Еремича, присоединилась к санкциям ЕС против Белоруссии, которая поддерживала СРЮ во время агрессии НАТО. Еремич объяснил решение «обязательствами по вступлению Сербии в ЕС». Вполне вероятно, что Сербия присоединилась бы и к санкциям Евросоюза против России в 2014 году (как это сделал режим Джукановича в Подгорице), если бы Борис Тадич и Вук Еремич одержали победу на выборах 2012 года.
Вук Еремич и спонсор нынешних протестов – экс-мэр Белграда олигарх Драган Джилас
Если бы в 2005–2006 годах во главе Сербии стояло другое правительство (например, нынешние власти во главе с президентом Александром Вучичем), то ни российская бизнес-элита, ни остатки ельцинской администрации не смогли бы пролоббировать благосклонное отношение Кремля к разрушению союза Сербии и Черногории. Но история не знает сослагательного наклонения, увы», – приходит к выводу обозреватель.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: