Просмотров:4071

Your browser doesn’t support HTML5 audio

«Всё пустое. Город-призрак». Впечатления от посещения Авдеевки

Журналист издания «Украина.Ру» Александр Чаленко недавно побывал в Авдеевке, где когда-то проживало 30 тысяч человек, а сейчас осталось всего 700 местных жителей – эти люди ждали Россию и оставались в городе даже во время боевых действий.

Своими впечатлениями от посещения Авдеевки Чаленко поделился с «ПолитНавигатором».

ПН: Как сегодня живет Авдеевка, много ли там осталось мирных жителей?

А.Ч: Сейчас в Авдеевке живут примерно 700 человек. Эти сведения мне дал мэр Ясиноватой Александр Пеняев, который отвечает за восстановление мирной жизни в этом городе. Я, когда ехал по городу, народа пока не видел. Помню, на остановке стояли четыре человека пенсионного возраста. А так – дворы пустые, почти никого не видно.

Например, если в апреле 2022-го года в Мариуполе еще бои шли на «Азовстали», все гремело, но я помню, что мирная жизнь восстанавливалась, люди ходили по городу, – если заходишь во дворы, то там люди что-то готовили на кострах, на мангалах, которые стояли возле подъездов, кипятили воду, общались, то есть, народ в городе был. А здесь все пустое, город-призрак.

Мы только когда подъехали на улицу Гагарина – там находятся магазины, административный центр, выездной МФЦ, там дома, которые восстановили для жителей, – там только были люди, а больше я их особо не видел.

ПН: Насколько серьезно город пострадал при освобождении?

А.Ч: Тут все зависит от того, что мы считаем пострадавшим городом. Он, чтобы вы понимали, в основном состоит из «хрущевок» и панельных домов.

Панельки сохранились внешне, но все стоит без стекол, без рам. И в панельках снесены верхние этажи – видимо, там были снайпера или какие-то солдаты, по ним били.

«Хрущевки» пострадали меньше. Места, где били ФАБами, я не видел. Дороги расчищены – когда ты идешь по улице или едешь, не натыкаешься на битое стекло, кирпич, поваленные деревья – это все расчищено.

Но сейчас в городе нет централизованного электричества, воды и тепла. Там работают электрогенераторы, и только благодаря этому есть свет и тепло.

ПН: Что говорят местные власти, есть ли шанс на быстрое восстановление по принципу Мариуполя?

А.Ч: Мне Марина Асеева, главный администратор Авдеевки, сказала, что сейчас восстанавливают шесть домов, «хрущевок» – там полностью вставлены стеклопакеты, есть электричество, есть вода, есть тепло. И они уже сданы. В этих домах будут 300 квартир. Квартиры будут выдаваться для жителей Авдеевки, которые работают в ЖЭКах, на уборке территории – то есть, живут и работают на благо города.

Также в 2025 году будет принята серьезная программа возрождения инфраструктуры и вообще жизни в городе, будут восстанавливаться дома, магазины, школы.

Сейчас, насколько мне известно, в городе работают семь магазинов, приезжают МФЦ, там можно получить документы. То есть, город будет восстанавливаться.

ПН: А вам известно, что в самом Мариуполе, насколько он восстановлен?

А.Ч: Я с 22-го года регулярно бываю в Мариуполе. Там на улице Ленина, центральной, есть здание 14-этажное, бывшего проектного института, прямо напротив «дома с часами», все его знают, я летом забирался на крышу этого учреждения и смотрел, как восстановлен правый берег Мариуполя.

Что могу сказать – он практически восстановлен, ты не видишь зримых разрушений. Мариуполь в целом восстанавливается на полном ходу.

Я помню, когда на левом берегу заезжаешь, там были пробитые целые сердцевины, пустые, со 2-го по 7-й этаж. А сейчас все восстановлено – дороги, мосты.

Мне мэр города говорил, что там уже 300 тысяч жителей, работают школы, я был в местной больнице – ее с нуля построили, она просто шикарная, оборудование по последнему слову техники, восстановлена набережная, летом работали пляжи.

ПН: Какие настроения у местных жителей?

А.Ч: С теми людьми, с которыми я говорил, – они говорят неохотно, но рады освобождению. Те, кто был не рад России, уехали давно уже на Украину или в Европу, а оставались только те, кто действительно ждал освобождения.

Я делал интервью с местной жительницей Валентиной Ванжой, женщина жила под оккупацией ВСУ, рассказывала страшные вещи – снайпера тренировались на местных жителях. Вот, выйдет местный житель в огород, снайпер сидит на высоте и начинает рядом долбить.

У нее были случаи, когда она или соседка лежали какое-то время на земле, потому что невозможно было подняться, потому что снайпер постоянно стрелял.

ВСУшники не принимали авдеевчан за своих, считали их тайными сепарами, которые сочувствуют России. В принципе, не без основания,

Валентина рассказывала, что ждала освобождения и, когда начались обстрелы, у нее погиб отец от украинской мины. Когда наши вошли, она пошла по дороге в Донецк пешком, вышла к нашему блокпосту под обстрелом, ее напоили чаем, накормили и отвезли к родной тете, у которой она какое-то время жила.

ПН: Стало ли в Донецке безопаснее после того, как ВСУ были выбиты из Авдеевки?

А.Ч: Безусловно, в Донецке стало безопаснее жить после освобождения Авдеевки. Я помню, гремело постоянно, я уехал в Москву, а там у меня мама и брат живут – вот, освобождение Авдеевки произошло, а бои еще рядом шли, в Очеретино, в других местах, откуда всегда обстреливался Донецк, – брат утром проходил по проспекту Ильича и пересечению Ульянова, а уже днем по этому месту врезал украинский «Град». Если бы это было утром, брат мог бы погибнуть. А теперь ты ходишь абсолютно спокойно по всем улицам. Когда освободят Курахово, то и другие районы города, в частности Петровка – по ней тоже можно будет спокойно ходить.

ПН: Что в целом происходит на Донбассе, есть ли изменения в связи с СВО и продвижением нашей армии, есть работа у людей, работает ли бизнес?

А.Ч: Конечно, все изменилось. Когда Донбасс присоединился к России, с 22-го года началась реконструкция инфраструктуры, появились отличные дороги. Помню дорогу из Донецка на Успенку, КПП в Ростовскую область, – там дорога шла, а вдоль нее – заросшие кустарники, деревья, ветви чуть ли не на дорогу. Сейчас там отлично заасфальтировали, кустарники срубили – я хоть родину свою увидел.

В Шахтерске по центру города проехать было невозможно – огромные ямы, а сейчас пролетаешь его.

Ремонтируется инфраструктура, парки, дома культуры, школы, больницы – это все производит очень сильное впечатление.

В Донецке на Ленинском проспекте построен перинатальный центр, там все по последнему слову техники.

Я видел архитектурные планы возрождения Донецка – там микрорайоны возникнут. Сейчас прекратятся обстрелы, и начнутся большие стройки.

Недавно общался с мэром Донецка Алексеем Кулемзиным, он борется за то, чтобы в Донецке появилось метро. Работают рестораны, магазины большие, супермаркеты, товары везде есть, открылись «Озоны», «Вайлдбериз», – большие очереди стоят.

Появились отделения «Сбербанка», везде можно расплатиться карточками. Бизнес работает, и зарплаты стали побольше. Так что возрождение города и Донбасса в целом уже началось.

Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.

Последние новости
Загрузка...
Ошибка сети...

Все новости за сегодня