У каждого народа есть писатели, олицетворявшие самое талантливое и яркое в национальном характере. И вовсе не случайно – зачастую это юмористы и сатирики. Те, кто не боятся показать своих соплеменников когда смешными, а когда и отвратительными. Те, кто, любя – обладают высоким даром обнажать недостатки национального характера и бытия, стремятся излечить их.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор – Киев» в Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
В русской литературе – достаточно вспомнить Гоголя и Салтыкова-Щедрина, Чехова, Зощенко и Аверченко, Булгакова, Ильфа и Петрова… В американской – Марка Твена. В украинской же – доселе непревзойденного классика юмора и сатиры –Остапа Вишню. Человека нелегкой судьбы, отразившей долю народа Украины в страшном ХХ веке, и не разменявшего свой огромный талант на приспособленчество и лесть.
Остап Вишня (настоящее имя — Павел Михайлович Губенко, 13 ноября 1889 — 28 сентября 1956)
Реклама
Крестьянский сын
Должно быть, есть что-то в нашем благодатном климате, располагающее к когда ироническому, а когда и саркастическому осмыслению бытия. Ведь большинство славных корифеев отечественного «несерьезного жанра» родом были из Мало- и Ново-России… Вот и Павел Михайлович Губенко, впоследствии прославившийся под псевдонимом Остап Вишня, родился в гоголевских местах – на Хуторе Груни под Полтавой, неподалеку от Диканьки и Сорочинцев. Один из 17 детей помещичьего приказчика, с детства впитал он в себя и певучую украинскую речь, и – народный юмор.
А ещё – с ранних лет и на всю жизнь полюбил творения своего великого земляка Николая Васильевича Гоголя. И его писательским кредо стала гоголевская фраза «У кого …не хватает духа посмеяться над собой, тому лучше век не смеяться». Но до писательства еще далеко. Павел, получив начальное образование, заканчивает на казенный кошт Киевское военно-фельдшерское училище, служит в армии, а потом на железной дороге. Но он вовсе не намерен оставаться на всю жизнь «фершалом», активно занимаясь самообразованием. И – в бурном 1917 – сдает экстерном экзамены за гимназический курс и поступает в Киевский университет.
Революция ломает все планы. Мобилизованный в петлюровскую армию в 1918, Губенко делает «блестящую карьеру» меньше, чем за год от фельдшера до начальника всей медико-санитарной службы железных дорог эфемерной державы. Заметим, к делу он относится с душой, работая на износ, и спасая раненых и больных солдат армии УНР… И одновременно – начинает писать острые фельетоны, высмеивавшие петлюровщину. По легенде, именно ему принадлежит крылатое определение «кочевого правительства» украинских самостийников: «В вагоне –Директория, под вагоном – территория».
Народный любимец
В начале 20-х., после недолгой отсидки в харьковской ЧК (петлюровский офицер!) -он молниеносно становится настоящей звездой украинской прессы. Его «усмишки» – придуманный им литературный жанр, этакий гибрид фельетона и юморески, выходят огромными тиражами и в газетах, и – брошюрами и книгами.
Палитра их удивительно широка: от мягких, ироничных «охотничьих усмишек» и смешных бытовых сценок – до ядовито-саркастических фельетонов и памфлетов. Его «друзьями» на всю литературную жизнь становятся и националисты всех мастей, и тупые новоявленные партбюрократы с чинушами…И к тем, и другим Остап Вишня беспощаден.
Убежденный сторонник возрождения и развития украинской культуры и языка, он в то же время – не менее последовательный интернационалист. А посему – достается от него и недобитым петлюровцам да гетманцам – что в эмиграции, что на Украине, и – всяческим «левакам» и унификаторам. Даже всесоюзный нарком Просвещения Луначарский попадает под его острое слово, позволив себе неуважительно отозваться об украинской культуре. И в то же время – в 1926 году он пишет абсолютно актуальный и сегодня памфлет о «стране Чухрен» и «чухраинцах», дав убийственно острое определение слабостям украинского национального характера. Его пять «анти-заповедей» стоит процитировать:
- Если бы знал?
- Забыл.
3.Опоздал.
4.Как-то оно будет.
- Я так и знал!
Не правда ли, здесь – в кратчайшей форме сжаты все наши извечные беды и недостатки… Популярность Вишни огромна и на Украине, и во всем Союзе – его переводят и издают на многих языках. По тиражам он на равных соперничает с Зощенко, Ильфом и Петровым. За склонность к головокружительным гиперболам и афористичность стиля его называют «украинским Марком Твеном». К нему обращаются за помощью люди со всей Украины, и он часто откликается. Сам «всеукраинский староста» Григорий Петровский не без иронии сравнивает его влияние со своим…
Но и врагов у блистательного сатирика множество. Его ненавидят и оголтелые националисты, и те, кто считает любую критику крамолой. Не говоря уж о извечно завистливой бездари! И в 1930 году некий «пысьменнык» Алексей Полторацкий печатает статью-донос «Что такое Остап Вишня», где напрямую зовет писателя «фашистом, националистом и куркулем».
Явная клевета на того, кто как раз и разоблачал хуторянский национализм с фашизмом вкупе, вскоре срабатывает. По классически-абсурдному обвинению в организации покушения на партийного лидера Украины Павла Постышева (заметим, расстрелянного в 1939 как «враг народа»!), Остап Вишня на долгие десять лет оказывается в северных лагерях.
Опала и триумф Остапа Вишни
Десять лет жестокой лагерной жизни не сломили Павла Михайловича. Там, в ледяной стране ему помогла и старая закалка фельдшера, благодаря которой он смог и выжить, и спасти многих заключенных, и – удивительно сильная натура, совмещавшая в себе оптимизм и активную доброту. Он не озлобился, сохранив веру в свой талант и людей. …
И в 1943 году о нем вспомнили на самых верхах власти. Талантливого украинского писателя вернули на свободу, чтобы он вновь послужил народу. Снова, после запрета на само имя, Остап Вишня и веселит своего читателя добрым юмором юморески «Зенитка», и – клеймит старых своих недругов,сменивших петлюровские жупаны на мундиры бандеровцев и полицаев.
Цикл его памфлетов, начиная с «Самостийной дырки» сделал для разоблачения бандеровской ОУН-УПА не меньше, чем пронзительные очерки Ярослава Галана. И это не было «расплатой за свободу» – ведь и в 20-е годы Вишня клеймил и высмеивал украинский национализм, понимая его враждебность интересам народа!
«Самостійна дірка» – «Самодержавная дыра» – самый известный фельетон Остапа Вишни
Он умер от сердечного приступа в 1956 году популярнейшим писателем Советской Украины и всей страны. А книги его издавались долгое время, веселя и заставляя задуматься о извечных наших бедах и грехах. Но и после смерти клеветники на забыли о нем.
Посмертное кощунство
Все годы «самостийности» зараза национализма медленно, но верно становилась официальной идеологией Украины. А посему, не имея возможности исключить едва ли не самого популярного отечественного писателя из числа классиков, его стали изучать в школах и ВУЗах в крайне урезанном виде. Наиболее острые, клеймящие петлюровцев и бандеровцев, фельетоны просто замалчивались, а книги с ними – изымались из библиотек.
В последнее же время – усиленно распространяется «версия» о том, что всю свою жизнь Остап Вишня был…тайным эмиссаром бандеровцев, будто бы поддерживавшим с ними конспиративные отношения даже после войны! Право, не устаешь поражаться иезуитской подлости «щирых свидомитов»!
В киевском журнале «Перець» печатались многочисленные произведения Остапа Вишни
Приписать человеку, всю жизнь считавшему главным в своей жизни борьбу за правду – столь изощренное лицемерие! Но потуги их смешны и беспомощны. Просто – перечитайте талантливейшего нашего юмориста и сатирика – и еще раз посмейтесь вместе с ним над теми, кого он всю свою нелегкую и славную жизнь клеймил острым как казацкая сабля, пером! Лучшей дани его памяти быть не может!
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.