Всебелорусское собрание: пропагандистская пустышка или изнасилование Конституции?
Президент Александр Лукашенко выбрал очень своеобразное время для того, чтобы объявить о дате и формате проведения Всебелорусского собрания, вокруг которого было так много разговоров после выборов, на котором он сам предлагал обсудить будущую конституционную реформу и которое он недавно даже недавно предлагал сделать конституционным органом.
В последние дни года большинству населения не до политики и лишних две недели спокойствия в запасе у белорусской власти есть.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
До понедельника, несмотря на то, что пропаганда вовсю говорила о судьбоносности грядущего форума, юридически он оставался практически пустым местом. Существующее с середины 90-х и регулярно созываемое Всебелорусское собрание, не прописано в Конституции, выборы в него не регламентированы Избирательным кодексом. Оно вообще никак не фигурировало ни в одном белорусском законе.
Единственным документом, имеющим отношение к Всебелорусскому собранию было Распоряжение Президента РБ №212-рп от 29 октября 2020 года «О подготовке шестого Всебелорусского народного собрания», которым был создан оргкомитет во главе с премьером Романом Головченко и предписано создать оргкомитеты в областях и Минске. Но даже этого распоряжения не было в широком доступе – опубликовали лишь комментарий к нему на президентском сайте.
Вчера сначала Лукашенко назвал дату проведения – 11-12 февраля, а потом подписал указ, в котором определил его формат. Указ, кстати, пока тоже не доступен, есть лишь комментарий к нему.
Судя по этому комментарию, самые худшие ожидания не подтвердились. Некоторые комментаторы ожидали, что вместо внесения поправок в действующую Конституцию, которое потребовало бы проведения общереспубликанского референдума, Лукашенко мог бы пойти на принятие абсолютно новой Конституции прямо на Всебелорусском собрании. Теперь понятно, что этого не будет – орган создается для обсуждения Программы социально-экономического развития Беларуси на 2021-2025 годы и направлений общественно-политического развития страны.
Формулировка «направления общественно-политического развития» слишком туманная и неизвестно, включает ли она в себя обсуждение новой Конституции или нет. Не исключено, что окончательного решения об этом нет и у самого Лукашенко. Если конституционная реформа обсуждаться не будет – вместо судьбоносного форума получится лишь очередная дорогостоящая пропагандистская пустышка, такая же, как и 5 предыдущих аналогичных собраний, а Лукашенко в очередной раз не выполнит собственное обещание.
Но, скорее всего, проект новой Конституции будет внесен на рассмотрение Всебелорусского собрания и, разумеется, согласован им для последующего утверждения на референдуме. В конце концов, бесконечно тянуть с реформой невозможно, а другого такого удобного момента не предвидится. А вот тут может начаться самое интересное, в сравнении с чем массовые протесты после августовских выборов в Белоруссии могут показаться цветочками.
Лукашенко предложил сделать Всебелорусское народное собрание конституционным органом, наделив его значительной частью президентских полномочий. В контексте консервации системы и удержания собственной власти это решение, может и не самое сильное, но логичное.
Вот только собрание не является ни всебелорусским, ни народным. Всеобщее равное избирательное право, гарантированное Конституцией, на него не распространяется. Подавляющее большинство граждан вообще не имеет никакого отношения к его формированию. Всем занимаются оргкомитеты, созданные в соответствии с президентским распоряжением. Они распределяют 2700 кресел Дворца Республики, где пройдет форум согласно доведенным квотам.
Максимум, что сможет сделать обычный гражданин, чтобы попасть в туда – это выдвинуть свою кандидатуру от трудового коллектива и, даже, если произойдет чудо и его кандидатуру коллектив поддержит – она просто не будет утверждена оргкомитетом. Когда таков механизм кастинга на пропагандистскую массовку – всем, в общем-то, без разницы. Но, если так будет формироваться конституционный орган с широкими полномочиями – это будет означать юридическое сворачивание народовластия и официальное закрепление номенклатуры в качестве правящего сословия, обладающего монополией на власть.
Судя по словам Лукашенко, это он и имел в виду. В августе избиратели Белоруссии голосовали за несколько в разной степени несимпатичных кандидатов. Тогда Лукашенко многие, несмотря ни на что, считали фаворитом, большое количество избирателей голосовало против всех, а Тихановская, как основной конкурент, тоже особого доверия не внушала, будучи человеком случайным и некомпетентным.
Попытка изнасиловать Конституцию, введя туда непотребный ей орган и навязать такую модель будущего на неопределенный срок будет крайне негативно восприниматься абсолютным большинством и способна сформировать протестный консенсус в белорусском обществе. Что ему сможет противопоставить Лукашенко и сможет ли он в этих условиях рассчитывать на лояльность силовиков и чиновников – большой вопрос.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: