Помните, совсем недавно компрадорская буржуазия, выращенная на иностранных грантах, пыталась торговать нашими нуждой и разрухой? Яркий пример – депутат-журналист Лещенко, который заманивал в Украину инвесторов дешевой рабсилой, хвастался, что за жалкие 300 долл. простые украинцы будут гнуть спину в поте лица. Разумеется, такие работорговцы не могут вызвать других чувств, кроме отвращения и брезгливости. А с их колониальными рецептами никогда не поднять нашу страну из разрухи.
Но и надежды на падение майданного режима также оказались тщетны. В результате сделки, приведшей к смене власти, во главе страны мы снова видим грантоедов, – представителей псевдогражданского движения, которые за четверть века не смогли поднять уровень самоорганизации и созидательного потенциала нашего общества, а вся их активность канализирована в цветные революции и захват власти для выжимания из нас последних соков. Причем, если раньше украинцев обманывали «подвешенной морковкой» сытой жизни в Европе, то на последнем форуме Yes толстосумы и эксперты презентовали исследование, что счастье не в деньгах, и мы должны искать его вне материальной сферы. А с крахом надежд на улучшения падают и жизненные силы социума.
Депрессивное общество возникает, когда масса смирилась с сознанием, что от простых людей ничего не зависит и положение в стране будет только ухудшаться. Под эту характеристику сегодня подходит народ Украины, вернее, то, что от него осталось после отпадения регионов и тотального бегства на чужбину за лучшей долей. Когда поменялись только «новые лица», а жизнь продолжает дорожать, у многих совершенно опустились руки. Поэтому для возрождения страны надо искать другие подходы, чем просто смена зиц-председателей при сохранении жесткой эксплуатации и социального бесправия.
Альтернативой диктатуре крупного капитала и ее антисоциальным реформам может стать только массовое левое движение. Однако, политика «старых левых» зачастую сводится к эксплуатации постсоветских ожиданий трудящихся масс, чтобы власти о них заботились, делали им подарки и обеспечивали их уровень жизни. Безусловно, остатки социальных и трудовых гарантий, сохранившиеся после демонтажа социального государства, вроде пенсий, медицины и образования, требуют защиты со стороны левого движения. Но надо честно себе признаться, что прежний уровень собеса с ними недостижим. И даже при возможном приходе к власти, «старые левые» в разрушенной стране не смогут существенно улучшить положение трудящихся масс.
Вот тут и оказывается, что ставка на традиционный набор левых лозунгов и обещаний является тормозом в деле быстрого возрождения страны, подъема ее экономики и уровня благосостояния простого народа. С подходом к этим вопросам, мол, дайте нам власть, и мы о вас позаботимся, таким политикам выгодно удерживать свой электорат в граждански неразвитом и политически пассивном состоянии. Однако помощь нашим разоренным согражданам нужна уже здесь и сейчас, а не, когда левые политики придут к власти и в отдаленной перспективе может быть завоюют парламентское большинство.
Реклама
Поэтому надо модернизировать, комбинировать подходы возрождающегося в Украине левого движения. И для скорейшего достижения практических результатов на первый план следует выдвинуть новые социальные технологии, позволяющие частично решать проблемы простых граждан без подключения государственных механизмов.
Возвращение интереса
Недавно, на встрече в университете им. Шевченко президент просил студентов не уезжать на работу за рубеж, а оставаться возрождать Украину. Ошибка Зеленского в том, что быстрое восстановление экономики в реальности зависит не столько от хороших менеджеров, сколько от пробуждения трудового энтузиазма широких масс населения. Энтузиазм нужен не только обществу в целом, он необходим каждому гражданину в отдельности. Унылая и беспросветная жизнь в упадочной стране вгонит в депрессию даже неисправимого оптимиста. Энтузиазм, как солнечный день среди зимы, возвращает интерес и радость жизни. Задача честных политиков и социальных технологов сделать так, чтобы этот интерес не оказался очередным обманом ради прихода к власти.
«Новые левые», которые стремятся привлечь трудящиеся массы к широкому социально-экономическому строительству, в первую очередь, должны ослабить для рабочей силы нагрузку бытовых проблем. И, если в разрушенной экономике пока нет возможности повысить зарплаты до желаемых показателей, то можно научить людей, как экономнее расходовать имеющиеся средства. В этом плане наработана и ждет внедрения масса социальных технологий. Например, для покупки дешевых продуктов и товаров можно организовать потребительские кооперативы, для снижения платежей – различные формы соседских сообществ вроде простого товарищества и альтернативные виды энергии. С такими людьми, с их высвобожденной силой легче строить новую жизнь.
Как руководство СССР смогло зарядить энтузиазмом широкие массы в период первых пятилеток, когда возводились гиганты индустрии, а отсталая страна выбивалась на первые позиции в мире, возникло стахановское движение? Это нельзя сделать репрессиями, рабский труд никогда не дает высокой производительности. Трудящимся внушили, что они работают на себя, а не на хозяина или чиновника. Причем, многие подходы, выработанные для пробуждения энтузиазма в советском проекте теперь используются на Западе в работе с персоналом компаний, что доказывает их эффективность.
Важный фактор такого пробуждения – демонстрация основ социальной справедливости. Не станет работяга выкладываться с самоотдачей, если видит холеного чиновника на дорогом авто, который получает блага без особого труда. Поэтому зарплаты бюрократии в разоренной стране не должны раздражать непосредственных производителей материальных благ. Как же тогда управлять повседневной жизнью громад без чиновников, заинтересованных в сверхприбылях от коррупции? Частично переводить громады на низовое гражданское самоуправление, отдать соседским сообществам часть полномочий обустройства и жизнедеятельности их кварталов и микрорайонов.
Один из главных, проверенных стимулов к побуждению личной инициативы и массового энтузиазма – это социальное творчество. Человек и отличается от животного творческой деятельностью, его волнует и вдохновляет создание новых форм и предметов, не существующих в природе. И созидание нового, справедливого и комфортного общества, среды обитания и труда – всегда было одной из центральных идей социально-экономического развития.
Людям свойственна взаимопомощь, совершать правильные поступки и законно гордиться этим. Вспомните, как спонтанно собираются команды во время снегопадов, чтобы вытаскивать машины из заносов. Также мы практиковали домовую самоохрану. Зимой 2013-14 гг. по Одессе работали более 30 ее ячеек. Людям нравилось не прилагая особых усилий заботиться о безопасности окружающих. Взрослые мужики на вечерних посиделках рассказывали об этом увлеченно, как дети. Такие чувства надо всячески растить в нашем обществе, ориентиры взаимопомощи рекламировать и развивать. Не как индивидуальные качества, а как мировоззрение, способ взаимодействия в малых сообществах.
В социальном строительстве также необходим игровой элемент, чтобы процесс не утомил скукой и рутиной. Конкурсы проектов, соревнования по нормам и обязательствам. Соседские корпоративы с изготовлением хозяйками блюд национальных кухонь. Только после установления партнерских и доверительных отношений в малых сообществах можно переходить к таким проектам взаимопомощи, как «банки времени» или совместное воспитание детей. И самое важное, что соучастие, коллективное достижение побед над неустроенностью, произволом и разрухой превращает соседей в соратников.
Отдав гражданам базисное самоуправление, мы не только снизим расходы на обслуживание территорий, но и преобразим страну. Так восполняется вакуум социального государства, а человек, обретающий самостоятельность в быту и жизни малого сообщества, начинает стремиться и к производственной самореализации, успеху в труде.
Разумеется, все эти социальные технологии и приемы не имеют прямого отношения к производственному процессу. Но именно они – снятие части бытовых нагрузок, навыки взаимопомощи и развитие социальной солидарности при их применении – в итоге и дают ощущение общности, приводят к согласованию интересов и рождают настроение возвращенной страны, способности трудиться на себя, а не хозяина даже, если ты не самозанятый, а наемный работник. Именно такое состояние общественного сознания – главное условие для интенсификации производства и роста экономики.
Роль прогрессивного бизнеса
В этом процессе становления нового активного работника могут участвовать не только левые политики или профсоюзы, но и коммерческие структуры, предприятия, где тот трудится. Причем, не для нас, а для себя, для роста своего производства и прибыли.
Старшее поколение помнит дешевые заводские столовые или бесплатный отдых по профсоюзным путевкам, отраслевые детские сады и профтехобразование от предприятий. Но той страны уже нет и всё это неоткуда получить, кроме как из нашего упорного труда. Между тем, и на Западе, практически калькируют такой советский опыт, – передовые компании теперь предоставляют своим сотрудникам медицинское страхование, транспорт, питание, развлечения, спортзалы.
Разумеется, это ориентир, который сейчас недостижим для украинского бизнеса. Но на его замену коммерческие компании могут включиться в выше указанную бытовую поддержку своих сотрудников, – проводить социальные тренинги, помогать в создании потребительских кооперативов, выдавать ссуды на альтернативную энергетику. Кому-то налаженный быт сотрудника может казаться второстепенным условием. Но в реальности, надежный тыл, прочно устроенное домохозяйство и довольная семья является едва ли не главным мотивом к ударной работе.
Ну, а после этой поддержки своих работников и высвобождения их творческой энергии, какие конкретные приемы мотивации и возбуждения трудового энтузиазма выберут на том или ином предприятии – зависит от специфики производства и формы построения трудового коллектива. Здесь можно давать лишь общие рекомендации, которые вам расскажет любое агентство по работе с персоналом. Но, на деле, это тоже советский опыт, наработки СССР по развитию трудового энтузиазма.
В первую очередь, здесь можно назвать создание позитивной рабочей атмосферы и солидарности в коллективе, ощущения, что он выполняет общую и важную задачу. В этом может помочь и левая социальная реклама. Также для духовного подъема масс нелишним будет вспомнить такие советские примеры, как пропаганда киноискусством и музыкальной культурой. Разумеется, масштабные проекты в этом плане сегодня проблематичны. Но игровые и музыкальные ролики для соцсетей вполне под силу даже средним частным компаниям, тем более, ассоциациям предпринимателей. Такая агитация будет лучше работать при культивировании уважения в обществе к своей рабочей силе.
Также здесь встанет вопрос о неком образе из нашей истории, отличном от сталинской индустриализации, который у части украинского общества вызовет негативную реакцию. Такой образ есть – это попытка создания социально ориентированной экономики в Безвластной трудовой федерации махновцев. Хоть этот опыт успел сделать лишь первые шаги, но он наметил пути построения системы производственного и территориального самоуправления со своим собесом и образованием на внутренних ресурсах. И, не впадая сегодня в крайности эпохи Гражданской войны, мы вполне можем адаптировать к нашей действительности некоторые принципы и подходы, позволяющие поднимать экономику и обеспечивать социальную поддержку без участия капитала и государства.
Кстати, о производственном самоуправлении. Важнейший стимул энтузиазма – соучастие в принятии решений. Руководители передовых компаний Запада проводят совещания со своими сотрудниками, интересуются их мнением по способам наращивания производства. А отсюда следует еще одна потребность – повышение компетентности в вопросах, которые решаешь, то есть, стимуляция постоянного обучения, тренинги для сотрудников. А такие корпорации, как «Семко» Рикардо Семлера путем передачи акций делает своих сотрудников совладельцами, те перестают быть наемными работниками, пролетариями. Корпоративная культура украинского бизнеса тоже должна расти вместе с обществом. И мы обязаны обратной связью задавать тон такому развитию.
Человеческий капитал
Многие их этих рецептов можно отнести к технологиям социального партнерства, – согласования интересов работодателей и наемных работников. И тут неизбежно всплывет левая критика такой системы, в основном сводящаяся к низкой ответственности работодателей в соблюдении своих обязательств и отсутствию законодательных механизмов защиты трудящихся. Эти проблемы безусловно имеют место. Тем не менее, надо понимать, что в современной рыночной экономике – это единственный нереволюционный путь социализации капитализма. Нас этот строй конечно не устраивает. Но еще больше для нас неприемлема та страшная пропасть человеческой беспомощности, которую продемонстрировал недавний украинский опыт. Когда задавленное прорежимными бандами общество молча терпело ликвидацию социальных и трудовых гарантий.
На этом примере нам необходимо ясно понимать, что обязательным условием создания нового посткапиталистического общества является наличие самостоятельного, независимого человека, без которого все теории социального освобождения на практике окажутся лишь механизмами захвата власти и нового порабощения. На наш взгляд, воспитание такого человека должно идти путем привития ему навыков во многих сферах жизни обходиться без участия власти и капитала. И здесь всё зависит от технологической цепочки, строго выдерживаемой последовательности опытов и реакций, на выходе приводящих к возникновению новых общественных отношений.
Надо понимать, что случаи объективного недовольства работников в развитых странах, с крепкими независимыми профсоюзами и влиятельными левыми партиями относятся к другому, более высокому уровню удовлетворения социальных и материальных потребностей, который сейчас для многих в Украине кажется сказкой и до которого нам предстоит еще нелегкий подъем с того дна, куда нас обвалили. А нынешние разруха и бесправие – это не только повод к депрессии, но и окно возможностей для построения с ноля новых общественных институтов и социальных отношений.
Кого-то отпугнет такое обилие обязательных условий. Но, во-первых, их длинный список страшен только в начале. Хороший рабочий почин не менее заразителен, чем смех, он быстро нарастает, как снежный ком. А главное, – возвращение трудящимся массам веры в свою страну и созидательного энтузиазма, – это очень серьезная, стратегическая задача, позволяющая вернуть наше общество на передовые экономические позиции. Главный ресурс любой экономики – не деньги и оборудование, а люди, профессиональные и мотивированные работники. Поэтому развитие человеческого капитала должно стать центральной идеей возрождающегося левого движения в Украине.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.