Суды по коллекции «Скифское золото» из музеев Крыма, застрявшей в Амстердаме из-за претензий Украины, продолжатся. Надежда на возвращение экспонатов не велика, но пока она есть – нужно продолжать судиться.
Об этом в эфире «Крым 24» сообщил директор «Центрального музея Тавриды» Андрей Мальгин, передает корреспондент «ПолитНавигатора».
«Я бы хотел внести некоторую ясность, вокруг «скифского золота» очень много внимания, масса комментариев, и реальная суть дела часто искажается. В частности, о золоте. Оно в этой коллекции есть, безусловно. Золото представлено и из нашего музея немного, и из других музеев. Напомню, четыре крымских музея – «Центральный музей «Тавриды», Восточно-Крымский музей-заповедник, Бахчисарайский музей-заповедник и «Херсонес Таврический».
Выставка называлась «Крым – золотой остров в Чёрном море». Всего туда отправилось свыше 500 экспонатов, порядка 130 наших. К счастью, мы не повезли слишком ценные сокровища туда и, безусловно, наши потери существенные, мы лишились вещей знаковых, очень интересных, но среди них не так много золотых, серебряных предметов. В основном – это изделия из бронзы, это керамика, что, безусловно, тоже весьма ценно», – напомнил он.
По словам Мальгина, в этом году исполнилось 10 лет, как крымские музеи по договоренности отправили артефакты в Бонн, а потом в Амстердам выставку «Крым – золотой остров в Черном море».
«Мы боролись 10 лет, и борьба не закончена. Потому что сейчас мы ещё раз подаём в один из судов общей европейской юрисдикции. Особых надежд на позитивный исход в этих условиях мы не питаем, но всё-таки нужно довести дело до конца. И пока позволяет законодательство, мы будем отстаивать нашу правоту в таком судебном порядке. Безусловно, эти потери – они существенны. Дело в том, что вот, в археологии, в древней истории, когда вещи делались не на конвейере, условно говоря, они не штамповались. Каждый из предметов, найденный во время раскопок, это археологические вещи. Они уникальны, безусловно, один отличается от другого предмета, сделанного тем же человеком.
Поэтому в этом смысле мы говорим о том, что эти предметы уникальны. В целом мы представили типичные для Крыма предметы, для его народов эпохи рубежа эр, то есть конца того периода, который мы называем до нашей эры и следующего периода нашей эры. Мы представили типичные бытовые вещи различных крымских этносов того времени. А это, я напомню, были и античные греки, которые входили уже в состав Римской империи, это и те народы, которые приходят сюда, начиная с эпохи Великого переселения народов – аланы, затем готы. И, безусловно, это ценные вещи – вне зависимости от их страховой стоимости, вне зависимости от того, сколько бы они стоили на рынке антиквариата. Для нас это ценные вещи, потому что они отражают нашу историю», – подчеркнул Мальгин.
Реклама
Он добавил, что благодаря судебному процессу культурное наследие Крыма получило масштабную рекламу и известность.
«Здесь есть и позитивный аспект. Во всём нужно искать что-то обнадёживающее. В общем, я могу сказать, что за 10 лет борьбы о культурном наследии Крыма узнали все те, кто даже не подозревал о его существовании. То есть – да, мы потеряли очень много, но получили такой большой международный пиар, и эта проблема настолько широко обсуждалась, что, конечно, мы прорекламировали, условно говоря, крымское культурное наследие. И нам бы сейчас воспользоваться этими плодами.
С другой стороны, за это время мы получили в результате раскопок, в результате передачи от правоохранительных органов замечательные экспонаты. Которые, конечно, не заменяют утраченные, потому что в принципе заменить чем-то что-то нельзя. Но они будут вызывать не меньший, а возможно, даже больший интерес наших посетителей. Это прекрасные вещи, отобранные в своё время у контрабандистов и чёрных копателей, они сегодня украшают наши залы, и всем доступны», – заключил директор «Центрального музея Тавриды».
Экспонаты должны были вернуться в Крым в июне 2014 года. Но в связи с воссоединением Крыма с Россией по требованию Украины Нидерланды приостановили процесс возвращения артефактов.
В конце октября 2021 года Апелляционный суд Амстердама постановил, что «скифское золото» должно быть передано Украине. В январе российская сторона обжаловала это решение в Верховном суде Нидерландов. 9 июня суд отклонил жалобу.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.