При том, что Азовское море является внутренним для Украины и России, на данные воды не распространяется конвенция Монтрё, а значит теоретически там могут располагаться любые корабли, в том числе и мелкие натовские суда.
Об этом шла речь в Верховной раде на заседании комитета по вопросам национальной безопасности, передаёт корреспондент «ПолитНавигатора».
«Вот это затишье, которое временно сейчас происходит, оно исключительно из-за того, что стороны ищут пробелы в позициях друг друга, – сказал глава правления центра оборонных стратегий Андрей Загороднюк. – Они ждут, когда мы сделаем первую ошибку, и как только мы ее сделаем, ситуация может развернуться наиболее остро в любой момент. Мы все это понимаем».
При этом в целом морское направление он назвал главной ахиллесовой пятой украинской обороны.
«Это не просто вопрос военный, вопрос военной безопасности. Это вопрос безопасности вообще, потому что там как ни в каком другом домене завязаны различные отрасли жизни человека, Украины – это экономическая, социальная, информационная, энергетическая и так далее. Все эти вещи, они работают на то чтобы сложить это пространство, которое мы проанализировали», – добавил Загороднюк.
Реклама
В свою очередь капитан 1-го ранга запаса ВМС ВСУ Андрей Рыженко озвучил ряд трудностей для Украины на Азовском направлении.
«На Азовском море сейчас существует полное господство Российской Федерации. Этому сопутствует статус Азовского моря как совместных вод Украины и Российской Федерации, в соответствии с 2004 годом. Россия использует Азовское море как коридор для переброски сил с Каспия на Черное море, а потом – в Средиземное.
Существует очень серьезная минная опасность в регионе, потому что Российская Федерация может подходить вплотную к побережью. Граница проходит по побережью. Доступ диверсионно-разведывательных групп к побережью очень упрощён. А на Север от побережья находится очень важный объект инфраструктуры Украины», – пожаловался украинский военный.
Тем не менее, он обратил внимание, что, несмотря на отсутствие международного статуса, на Азовское море не распространяется конвенция Монтре, что позволяет натовским кораблям находиться там практически без ограничений.
«Силы НАТО в Азовское море заходить не могут, потому что там много причин, но главное, что они говорят, там нет международных вод, всё. Это внутренние воды Украины и России, международных вод нет, не заходим. Хотя это море не входит в конвенцию Монтре, и они могут там пребывать теоретически без ограничений.
Пролив Босфор он очень критический, потому что задействованная конвенция Монтре ограничивает возможности сил НАТО заходить в Черное море и нас поддерживать, но, в то же время, она ограничивает действия Российской Федерации по разворачиванию подводных лодок из Крыма в Средиземное море. Но русские манипулируют этим международным законом и эту норму обходят», – сказал Рыженко.
«В целом, соотношение РФ к нам составляет 10 к 1. Постоянного присутствия наших кораблей в море нет. Система наблюдения только создается, инфраструктура наша только начинает строиться. Российская Федерация выходит практически к нашим берегам, это касается военной и гибридной формы. Угроза потери нашего моря и побережья очень высока.
Реальным противодействием для нас являются ассиметричные действия по противнику, по его уязвимым точкам. Москитный флот является решением, которое вполне реально отработать, и это решение понятно нашим основным партнерам США и Великобритании, которые готовы этому способствовать», – заключил Рыженко.
Как сообщал «ПолитНавигатор», ранее было озвучено мнение, что мелкие боевые единицы НАТО могут быть доставлены в акваторию Азовского моря по суше через украинскую территорию. Что касается ВМСУ, один из украинских военных экспертов признал, что один русский корабль способен похоронить весь «москитный флот» Украины.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.