В 90-е годы из-за своей слабости Россия фактически безропотно воспринимала расширение НАТО на восток, но все изменилось с восстановлением российской экономики.
Об этом в интервью киевскому интернет-изданию “Апостроф” заявил президент Международного института мира, экс-депутат Европейского парламента от Социал-демократической партии Австрии Ханнес Свобода, отвечая на вопрос, где были те точки, после которых “возросла агрессивность Москвы”.
По его словам, критическими точками стали два ключевых момента: речи Владимира Путина в Мюнхене в 2007-м и в Бухаресте во время саммита НАТО в 2008-м.
“Но, думаю, мы должны взглянуть на то, что им предшествовало. Когда Советский Союз потерпел крах и разные страны, которые были частью СССР или находились за “железным занавесом”, стали независимыми, Россия была очень слабой. Слабая Россия приняла все. Конечно, Запад повел себя по принципу “победитель получает все”: это касалось расширения Европейского союза и НАТО, Россия должна была это принять.
Вместе с ростом цен на нефть Россия во главе с Владимиром Путиным, который имел неприятный опыт в Дрездене после поражения коммунизма в Германии, начала набирать силы. На основе мощного экономического восстановления в России Владимир Путин сказал: “Я не принимаю того, что произошло в течение последних десяти лет. Я не могу вернуть все обратно, но по крайней мере могу остановить это”. После этого начался конфликт в Южной Осетии. Проблема Приднестровья тогда уже существовала, но ее подчеркнули. Ну и дальше, конечно, была Украина”, – сказал австрийский политик.
Реклама
По его словам, российский президент грамотно использует уязвимые места Запада, ставя теперь препятствия для дальнейшего расширения НАТО на восток.
“Поэтому, я думаю, дело не только в Путине как в личности, речь идет также об увеличении экономической мощи России в течение примерно 2005-2010 годов, которое помогло нынешнему российскому президенту стать сильнее, – полагает Свобода. – Также определенную роль сыграла перегрузка, которую испытали Соединенные Штаты Америки, которые вынуждены были сократить или вывести силы с Ближнего Востока.
Европа стала более хрупкой после расширения. Поэтому Владимир Путин очень разумно использует для собственной выгоды слабые и уязвимые места других для того, чтобы расставить определенные значки на границах, говоря: “Ладно, если вы слишком приблизитесь ко мне, я создам определенные кризисные пятна, и тогда вы будете иметь сложности с расширением, особенно НАТО”.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.