Украинский конфликт показал, что России срочно нужна понятная и привлекательная идеология
Москва – Киев, Февраль 12 (ПолитНавигатор, Михаил Штамм) – В мире на смену надоевшему всем экономоцентризму приходит эпоха «великих войн духа», поэтому России надо срочно вырабатывать понятную и привлекательную для масс собственную идеологию. Без нее невозможно ни в полной мере урегулировать украинский конфликт, ни утилизировать его деструктивные последствия, пишет сегодня в «НГ» профессор МГИМО, замдиректора Института Латинской Америки РАН Борис Мартынов.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор – Киев» в Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
«Основная причина того, что Украина (большая часть ее) постепенно уходила – и таки ушла! – из сферы влияния России, – в чрезмерном экономоцентризме российских и украинских пророссийских элит», – пишет Мартынов. «Обычно упование на автоматизм свершения чего-то подразумевает скрытое неумение или нежелание вплотную заниматься этим чем-то. Отсюда и наше традиционное небрежение вопросами «духа». К тому же многие из нас, осознанно или неосознанно, еще разделяют марксистскую идею о примате экономики над идеологией и политикой. Она же, кстати, лежит в основе и либеральной идеологии, к которой, за неимением лучшего, пристали многие вчерашние марксисты», – продолжает он.
«Следует признать, однако, что ставка на «экономические реалии» и «тесные хозяйственные связи», которые якобы «не дадут возобладать центробежным тенденциям» в российско-украинских отношениях, оказалась несостоятельной», – резюмирует профессор политологии.
По его мнению, наблюдаемый сегодня в мире либеральный, исламский и прочий фундаментализм стал следствием усиления иррационального начала в жизни населения всего мира, которое, в свою очередь, было продуктом стихийной реакции людей на засилье рационалистического и экономоцентристского в своей основе мышления после окончания холодной войны.
Стратегию в отношениях с Украиной России нужно выстраивать на основе планомерной терпеливой идеологической работы, считает профессор Мартынов. Подавлять террористов и фундаменталистов силой, разумеется, нужно, но стоит помнить, что худший способ справиться с проблемой – это бороться с фундаментализмом с фундаменталистских же позиций, неважно каких: экономоцентристких, либерально-догматических или авторитарных. России не обойтись без долгосрочной культурно-информационной стратегии. А для этого придется-таки разобраться с собственной историей и выработать такой ценностный код, который будет сочетать ценности демократического развития с национальной спецификой.
«Кто и когда в нашей стране медийно, а не келейно поднял вопрос о том, что история российско-украинских отношений до 1917 года была историей не русских отдельно и украинцев отдельно, а историей фактически одного и того же «православного», как писали тогда в паспортах, народа? – Задается вопросом автор статьи. – Что отмеченная общими радостями и горестями, она породила и общих героев, которые отдавали свои жизни за идеалы русского мира? Сегодня мы вспоминаем в этой связи почти исключительно Тараса Бульбу. Но это вымышленный персонаж, а имена многих реальных героев (взять наугад хотя бы имя адмирала Щастного, спасшего в 1918 году российский Балтийский флот и «в награду» расстрелянного Троцким) известны почему-то лишь специалистам. Но ведь как раз на этой «благостной» пустоте расцветают пышным цветом имена Бандеры, Шухевича и пр. Чему же тут удивляться?».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: