Захар Чистяков – специалист по конфликтному пиару, сопровождающему политические разборки, избирательные кампании, рейдерские захваты и прочие недружественные переделы собственности.
Чистяков – бывший крымчанин, но продолжающий работать в Киеве, где не скрывает своей критической позиции по отношению к украинскому национализму и итогам Евромайдана.
О настроениях в сегодняшнем Киеве, ценах в магазинах и уровнях зарплат Чистяков рассказал в беседе с обозревателем “ПолитНавигатора” Валентином Филипповым.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор – Киев» в Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
Валентин Филиппов: Приветствую на своей кухне Захара Чистякова, бывшего ялтинца. Ну, бывших ялтинцев не бывает.
Реклама
Захар Чистяков: По жизни. Ялтинец по жизни.
Валентин Филиппов: Здравствуйте, Захар.
Захар Чистяков: Добрый день.
Валентин Филиппов: Вы в Киеве, мы тут по другую линию фронта, что ли находимся. Информация, которая просачивается сюда из материковой Украины, собственно, как и наоборот, она очень сильно страдает приукрашиванием. То есть, как плохо в Крыму с той стороны все знают, как плохо на Украине все знают здесь.
Захар Чистяков: Cовременные технологии предполагают возможность обмена мнениями, в том числе в социальных сетях, поэтому информацию там о том, насколько плохо в Крыму, или насколько плохо в Киеве, люди могут совершенно спокойно обсудить между собой. Если там никто ничего не преувеличивает, не преуменьшает, то картинка, в принципе складывается нормальная и понятная.
Если есть необходимость уже в средствах массовой информации, скажем так, не ангажированной донести реальную ситуацию, то для этого, существует, к примеру, сайт Политнавигатор, который в состоянии рассказать о том, как оно есть на самом деле.
Все мы имеем возможность получить информацию из всех каналов. Если есть у человека желание, то он докопается до сути.
Я смотрю, улыбаюсь, зная, собственно, те реальные факты, которые гиперболизируют, или, наоборот, скрывают.
Тем более, я повторюсь, что в данное время социальные сети играют, пожалуй, главную роль в формировании мнений, хотя бы людей, которые хоть немножко соображают. А мнение, собственно, остальных – это, ну их мнениями можно манипулировать в ту или другую сторону, и не стоит на него очень сильно реагировать.
Валентин Филиппов: Но эта часть населения, которой манипулируют. Именно она способна поджигать дома профсоюзов, ходить в атаку, жечь покрышки.
Захар Чистяков: Вспомним теорию господина Гумилева о том, что есть пассионарии и теория лидерства, что без нужных вкладов именно лидерских в те или иные движения, стадо никуда, понятное дело, не пойдет.
Но вернемся к нашему вопросу по поводу Киева.
Экономические, политические процессы – они и так достаточно освещены во всех средствах массовой информации, об этом сказано достаточно. Мне больше нравится обращать внимание на реальную жизнь, которую я сам в состоянии наблюдать.
Меня, как жителя Киева, очень сильно расстраивает уменьшение ассортиментов всех, в принципе, практически товаров, начиная от продуктов и заканчивая одеждой, телевизорами и так далее.
Ассоциация с 90-ми годами, если выйти на улицу, ну, достаточно полная, потому что сейчас жителям столицы гораздо удобнее, дешевле, проще и так далее купить те же самые продукты уже на раскладках у бабушек. Если еще лет 5-7 назад все там бегали, мечтали попасть купить домашнюю курочку, домашних помидор. Мы все знали, что это приезжает одна фура, разгружает этим бабушкам, они идут на рынок рассказывают, что это их продукция или там яйца с фабрик красятся пометом и делают вид, что это домашние. Сейчас–таки картина совершенно наоборот.
Валентин Филиппов: ….голубиный помет по чердакам.
Захар Чистяков: Ну, там по пометам, я знаю еще в Крыму было то же самое. У меня знакомая занималась. Покупала на птицефабрике яйца, мазала пометом и рассказывала, что это домашнее. Вот сейчас-таки на самом деле картина поменялась.
Заграничных турецких и так далее помидоров и огурцов практически нет. А настоящие домашние, там просто видно даже, что явно бабулька выкопала с огорода, в 5 утра села в какую-нибудь электричку, приехала в Киев, чтобы их продать. Вот это …
Валентин Филиппов: То есть, кто из нас под санкциями?
Захар Чистяков: Под санкциями. Ну, давайте смотреть курс доллара и понимать, есть ли вообще возможность, необходимость гонять какие-то заграничные товары сюда. Вот, у меня вчера был день рождения. Можете меня на всякий случай поздравить. Вот лев у меня, видите?
Валентин Филиппов: Сайт Политнавигатор и я лично поздравляют Вас с радостной датой, Днем рождения, еще на год ближе к могиле, ближе к концу кризиса.
Захар Чистяков: Я к чему это дело вспомнил. Захотелось выпить качественного какого-нибудь эксклюзивного алкоголя. Ну, хотя бы виски, так вот хотелось найти, как его, Господи, все время это умное слово забываю. То, что Пикассо любил пить.
Валентин Филиппов: Ой, я не знаю, что любил пить Пикассо.
Захар Чистяков: Короче говоря, попал в магазинчик. Понял, что вот то, что я хочу, стоит четыре тысячи гривен. Тот виски, который мне более-менее по душе подходит именно на данную дату, стоит 3500 и выше. И, при этом, ассортимента практически нет. Это один из показателей, скажем так, что вот оно стоит на полках, всего один продавец на весь магазин, потому что там больше не надо. Он вообще сидит у себя в каптерке. Никто вот это вот дорогое, то, что заграничное, импортное не покупает.
На отечественную продукцию даже, скажем так, вот сыр нормальный качественный украинский стоит примерно 120-130 гривен, параллельно лежит такой же практически точно польский, он уже стоит 180-200 гривен. Если это просто Гауда, вот к примеру говорю. Вот Гауда Добрянка 120 гривен, Гауда польская уже 180, почти 200. Понятное дело, что более качественный сыр имеет смысл продавать, ну, в двух-трех магазинах столицы, куда приезжают вот эти вот дяди с «пальцы веером» или там лично Яценюк с Порошенко скупают.
Получается, чтобы питаться, если ест обычный человек, это примерно треть зарплаты в месяц необходимо вкидывать, и это только на один сыр только. То же самое по поводу мяса, других продуктов. Мясо, когда оно стоит 120-130 гривен килограмм. Ну, опять же кто себе может такое позволить при зарплате в 3000 гривен, 2500, 4000 и так далее.
Открываем сайты по поводу работы, периодически подыскиваем коллег на определенные проекты, ну, журналистов, скажем так. Вот все пишут семь тысяч гривен в месяц, но, если сдельные вопросы, то готовы там работать за две, за две с половиной и очень даже довольны тому, что у них есть счастье потрогать вот эти вот бумажки, которые называются деньгами.
Валентин Филиппов: В Киеве ещё есть работа сейчас, да?
Захар Чистяков: Смотря в каких сферах. Сокращение штатов в любом случае идет в сфере обслуживания, поскольку все меньше и меньше в сфере в широком смысле…
Я не сильно к этой теме близок, ну так более-менее знаю, что единственная сфера, которая сейчас развивается, то есть, есть рабочие места – это сфера IT. Все остальное вот совершенно.
Валентин Филиппов: Все же IT, она же сориентирована на внешний рынок.
Захар Чистяков: Она больше ориентирована на заграницу. Необходимость в юристах-адвокатах, допустим, ну практически отпала. В экономистах, тем более. Сейчас проще там человеку занести деньги нужному другому человеку, чем платить тому же юристу-адвокату. Это уже все знают.
Валентин Филиппов: Ну, раньше юриста нанимали, чтоб он занес деньги.
Захар Чистяков: А сколько их наплодили за 90-е годы, их наплодили как я не знаю что.
Валентин Филиппов: Вот я, например, постарше. Я помню, сколько у нас было вузов. Юридических вузов у нас столько не было.
Я в Водном учился одесском. У нас был один факультет управления и куча, 5 или 7 факультетов различных реальных. То есть, если на реальных училось по 200 человек, а на управлении училось 25. А сейчас все наоборот.
Есть факультет управления, на котором учатся 500 человек, факультет экономики на транспорте, там 500 человек, есть факультет юридический на транспорте, там еще 500 человек. А на реальных специальностях учатся по 25.
И куда девать этих всех товарищей, когда у нас давно уже нет никакого морского транспорта, уже лет 20, не совсем понятно. Однако, оно востребовано. Люди на контракт идут, и куда они потом – мне абсолютно непонятно.
У меня такое впечатление, что на юристов своих детей учиться отправляют юристы и уж заранее готовят им должности. А наши депутаты издают такие законы, чтобы их дети были более востребованы.
Захар Чистяков: Ну, в принципе, из ведущих юристов, – я довольно много общаюсь в этой сфере. Ну, 99% на самом деле – это дети тех, кто имеет отношение к этому бизнесу и к власти, но при этом самые ведущие все-таки именно профессионально – это те, кто начинал, скажем так, с других сфер.
Валентин Филиппов: С бандитов.
Захар Чистяков: Ну, и в том числе. Милиция, бандиты там, вертухаи и так далее. Вот из них на самом деле. Если вопрос идет о юристах, то это наиболее профессиональные ребята, которые могут и по фене объясниться, если вдруг его подзащитного неправильно ребята прокурорские в зал заносят. Ну, и так далее.
Валентин Филиппов: Захар, ну а какой выход, какие возможности у сегодняшней Украины? Удастся ли ей избежать дефолта? Если удастся, я понимаю, что кредиты могут в очередной раз дать. Какая-то реальная деятельность экономическая на Украине возможна на сегодняшний день?
Захар Чистяков: Ну, видишь, это очень глобальный вопрос. На него тяжело отвечать, не зная, что находится сейчас в данный момент в мозгах у нынешней власти, у тех, кто ей рулит.
Я не считаю Украину самостоятельным государством на данный момент. То есть это не субъект геополитический каких-то движений, а объект. Собственно, если ее, мое мнение, оставить без внешних влияний, то у страны огромнейший потенциал. У нас великолепные земли, у нас замечательные есть люди. Если не двигать именно внешне ни с той, ни с другой стороны… Ну, этого же не будет, мы все это понимаем. Поэтому и невозможно прогнозировать.
Валентин Филиппов: Мы, на самом деле, немножко такие гордые украинцы. Мы все время сетуем на то, что у нас нет независимости настоящей, а между тем в этом нет ничего обидного, поскольку во все века суверенитетом пользовались ограниченное количество государств. Их всего в мире там три-пять. То есть, на сегодняшний день есть понятия суверенитета, ограниченного суверенитета. Есть остальные страны, которых основная масса, которые, в общем-то, суверенитетом не обладают. Среди стран, обладающих суверенитетом, называют США, Англию, Японию относительно…
Захар Чистяков: Нет, Япония. Не нужно даже вспоминать, я писал ее историю. Они до сих пор думают, что бомбы на Хиросиму и Нагасаки русские сбросили..Не до сих пор, а уже давным-давно.
А здесь, к сожалению, Украина просто оказалась в самом эпицентре очень больших геополитических войн. То есть, повторюсь, если убрать все внешние влияния, это огромнейший потенциал, здесь можно делать все, что угодно. Это может быть великая страна.
На данный момент вот именно в тех раскладах, которые есть в мире, я не вижу полноценного суверенного будущего у этого государства, прекрасно понимая, что никто окончательно и полноценно его под свою крышу и шапку не возьмет. То есть, эта территория, не государство, а именно территория. Но в виде чего-то там вот такого, чтобы насолить другой стороне.
А ещё, когда начинаешь слышать информацию, что чернозем за границу наш вывозят самый лучший, когда непонятно каким образом иностранцы становятся губернаторами как у вас в Одессе, например…
Валентин Филиппов: Ничего нового. Чернозем уже вывозили в 40-х годах прошлого века.
Захар Чистяков: Ну, так и людей, и девочек, и мальчиков. Я имел возможность поработать в архивах. И рассекретило НКВД как раз по Второй мировой войне, там по Крыму, по южной Украине. По этой части. Все, что здоровое, все вывозилось. Это чернозем, это дети, ну такие, не сильно соображающие, на работу, ну так, чтобы можно было воспитать. То есть, повторюсь, здесь выращивается – куда-то вывозится. И сейчас, как мне кажется, ситуация повернется опять же в этом же направлении. То есть, если опросы проводили, сколько людей связывают свое будущее, молодых людей с вот этой территорией, я не говорю государством специально, именно с этой территорией, то практически никто.
А почему?
Территория-то великолепна.
Значит, они задумываются о государстве.
Валентин Филиппов: Это единственное чем Украина может угрожать всему миру. Я вот вспоминаю времена развала СССР, когда провели опрос по поводу СССР. Хотите ли Вы жить дальше в СССР и, если нет, то скажите, куда Вы бы хотели уехать? И выяснили, что в Австрию, к примеру, хочет уехать 10 миллионов советских граждан. А в Австрии население 9 миллионов. В конце концов, на сегодняшний день в Украине 40 миллионов, было 52, сейчас 40. Не в этом же дело. Если эти 40 миллионов поделят напополам: половина поедет в Россию, но у России хотя бы территория большая, а другая половина ломанется через польскую границу, мне трудно представить, что будет с Евросоюзом, 20 миллионов – это 20 миллионов.
Захар Чистяков: Мечты, мечты, что везде хорошо, где нас нет.
Люди, которые выезжали посмотреть заграницу, это не то, что «потёмкинские деревни”, Мне помнится, в восьмидесятых годах, Лимонов написал книгу, названия не помню сейчас, где в Америку подальше немножко от центра ехал. Там стреляли на улицах…
Люди съездят разочек за границу, посмотрят на это всё, там где красиво, и начинают рассказывать – если б мы такие были….
Так вот.
Если в Киеве начали жечь машины, это стало событием. Но если поднять новости, то в том же Париже это происходит каждый день.
Валентин Филиппов: У меня друг в Штаты мотается, любит погулять в свободное время. Просто из порта выходит с фотоаппаратом, и идёт, гуляет. Там точно такие же «спальные районы», «хрущёвки», велосипеды, висящие на балконах, разбитый асфальт, гопники, только чернокожие.
Один в один, как у нас по какому-то не благополучному району пройти.
Один в один.
Захар Чистяков: А пройдёшь по центру, по Одессе, и хочется так жить. По Ришельевской я получаю огромное удовольствие.
Валентин Филиппов: Ну, на этой ноте предлагаю прощаться. Предлагаю при встрече в реале выпить чего-нибудь качественного, вкусненького и доступного.
Захар Чистяков: Я думаю, всё будет очень доступным. Не будут успевать ценники менять.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.