Сталинградская битва. Навсегда наши
2 февраля 1943 года закончилась Сталинградская битва – тяжёлая, кровавая, одна из величайших в истории человечества. Закончилась разгромом огромной группировки немецких, итальянских, румынских, хорватских войск и полным триумфом Красной Армии.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в Telegram,Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Переоценить значение битвы за Сталинград невозможно. Внимание всего мира почти полгода было приковано к советской твердыне на Волге. Если битва за Москву стала концом гитлеровского плана «молниеносной войны», то поражение Германии в Сталинграде стало началом конца всего гитлеровского Рейха.
Когда речь заходит о том, как же так получилось, что фашисты дошли до Волги, в первую очередь следует учесть следующее:
Во-первых, летом 1942 года вооружённые силы гитлеровской Германии находились на пике своей боеспособности. Если под Москвой Красная Армия научилась бить и побеждать зимнего фашиста, то бить и побеждать летнего фашиста никто в мире не умел вплоть до лета 1943 года, когда Красной Армией были перемолоты лучшие и лучших дивизий вермахта и СС.
Во-вторых, германское наступление лета 1942 года было обусловлено рядом ошибок и просчётов советского верховного командования. Впрочем, если знать подоплеку дела досконально, язык не повернётся обвинить руководство страны в летней катастрофе 1942 года.
Как известно, в ходе битвы за Москву германские войска были измотаны и обескровлены защитниками столицы, а в ходе советского контрнаступления и отброшены на 200 – 300 км. Вместо заветного «блицкрига» с победоносным выходом германских войск на дугу от Баренцева до Чёрного моря, Германия получала затяжную войну на истощение. Для победы в «восточной кампании» Гитлеру срочно требовались ресурсы и в первую очередь – грозненская и бакинская нефть. Ключом к нефяным ресурсам Кавказа и был Сталинград – крупный промышленный и транспортный центр, связывающий Центральную Россию с Северным Кавказом.
По ряду причин Верховное командование РККА считало, что летом 1942 года фашисты предпримут повторное наступление на Москву. Кроме того, главнейшей военной задачей, стоявшей с начала войны перед Красной Армией, было – любой ценой вырвать инициативу из рук противника. Чтобы теперь ему бы приходилось ломать голову и разгадывать направление главного удара, постраиваться под наши планы, мучаясь от неизвестности и получая проклятия вместо лавров и орденов от любимого фюрера.
В мае 1942 года Ставка задумала проведение летнего наступления на Барвенковском выступе под Харьковом. Наступление было неожиданным для немцев и едва не стало катастрофой для группы армий «Юг». Но, как мы помним, летом 1942 года немцы превосходили наши войска в численности, маневре и в умении воевать. Используя численное преимущество и умело маневрируя моторизованными частями, фашистам удалось нанести сильнейшие фланговые удары войскам Юго-Западного фронта. Трёхнедельное сражение, известное как «вторая битва за Харьков», закончилась тяжёлым поражением Красной Армии. В ходе боёв под Харьковом РККА потеряла убитыми и тяжелораненными почти 160 тысяч человек. Почти 250 тысяч красноармейцев попали в плен.
Немцам достался Харьков и харьковский экономический район – почти четверть советской довоенной тяжёлой индустрии. Для нацистов открылась прямая дорога на Ростов-на-Дону, Краснодар и Северный Кавказ.
Не теряя времени, гитлеровское военное руководство срочно скорректировало планы летнего наступления и задействовало для удара на Кавказ колоссальные силы: две группы армий, «А» и «Б». Группа армий «А» должна была развивать наступление на Кавказ, а группа армий «Б», усиленную 6-й армией Паулюса и 4-й танковой армией Гота, предстояло нанести удар по Сталинграду.
12 июля, когда намерения гитлеровцев стали очевидны, Ставкой был создан Сталинградский фронт, первым командующим которого стал маршал Тимошенко, а менее чем через две недели – генерал Гордов.
Воевать вновь созданному фронту предстояло в адских условиях. Большинство частей и соединений фронта не имели боевого опыта, войска испытывали острую нехватку боеприпасов и автотранспорта, противотанковой артиллерии, зениток и истребительной авиации. Тем не менее, войска Сталинградского фронта оказывали ожесточенное сопротивление, что заставило нацистское командование усиливать 6-ю армию.
Достаточно посмотреть расклад сил на 22 июля 1942 года, чтобы понять – какую огромную и отборную силищу остановили и разгромили наши деды в Сталинграде:
К 22 июля в 6-й армии вермахта было 18 дивизий, насчитывавших 250 тыс. человек боевого состава, около 740 танков, 7500 орудий и миномётов. Войска 6-й армии поддерживали до 1200 самолётов. В итоге соотношение сил ещё более увеличилось в пользу противника. Например, в танках он теперь имел двукратное превосходство. Войска Сталинградского фронта к 22 июля имели 16 дивизий (187 тысяч человек, 360 танков, 7900 орудий и миномётов, около 340 самолётов).
В конце июля положение на фронте стало критическим: советские войска были вытеснены противником за Дон и перед моторизованными войсками вермахта более не было никаких серьёзных препятствий на пути к Волге.
28 июля 1942 года к войскам Красной Армии обратился Сталин с приказом № 227, известным также под названием «Ни шагу назад!».
Приказ предусматривал самые крутые меры к тем военнослужащим, кто проявлял в бою трусость и малодушие, кто оставлял позиции без приказа.
Вокруг приказа № 227 очень любит разводить дебаты фан-клуб «вовремя сдались бы – пили бы баварское». Мол, неправильно это, бесчеловечно. Но от фронтовиков, воевавших с лета 1941 года, неоднократно приходилось слышать, что приказ «Ни шагу назад!» надо было вводить ещё в 1941 году.
Что бы там не болтали «любители баварского», а приказ № 227 почти моментально возымел действие. В начале августа 1942 года упорное сопротивление войск Сталинградского фронта в большой излучине Дона сорвало план немцев стремительным ударом прорваться к Сталинграду.
Но преимущество нацистов в живой силе, танках и авиации делали своё дело: их войска с огромными потерями, медленно, но подбирались к городу. 23 августа 1942 года Сталинград подвергся массированной бомбардировке германской авиации. Жемчужина Поволжья, крупный красивый город, в одночасье превратился в пылающие руины. В этот день в Сталинграде погибло более 40 тысяч мирных жителей – сталинградцев и прибывших в город беженцев.
Совершив чудовищное преступление против человечности, нацисты оказали и сами себе медвежью услугу. В условиях завалов и руин их численное преимущество в живой силе и технике более не было решающим. Война внутри Сталинграда из «войны моторов» превращалась в совершенно другую войну, когда в ближнем бою побеждал тот, у кого были крепче нервы, сильнее желание убить врага, кто был двужильным и даже трёхжильным. Специфика боёв в руинах Сталинграда – это бои в трёх измерениях, когда этажи одного здания переслоены солдатами противоборствующих сторон, это снайперская охота, тактика штурмовых групп в масштабе отделения и сражения, переходящие в жестокие рукопашные схватки.
Ещё один важный вопрос: как устояли, как победили? Немецкий историк Ганс Дёрр (как и вся германская историография) полагает, что Сталинградская битва проиграна из-за порочного планирования генерала Паулюса, полагавшего, что двумя одновременными ударами его армия сможет овладеть Сталинградом. Вот если бы единым кулаком двинул по городу – вот тогда бы всё могло выйти иначе.
На самом деле, главный просчёт гитлеровцев лежит куда глубже: порочной и преступной была сама война против Советского Союза, недооценка его экономической мощи, стойкости и патриотизма советского народа. Немаловажно и то, что, как и под Москвой, поражение фашистам у стен Сталинграда было нанесено частями Красной Армии, не имевшими численного превосходства над врагом.
Да и не звучит почему-то, что немцы в решающей битве на Волге опирались на не очень уж стойких союзников – румынов и итальянцев в первую очередь, чем не замедлили воспользоваться советские полководцы при планировании операции по разгрому немцев и их союзников под Сталинградом.
Сталинградская битва потрясла до основания Третий Рейх и произвела огромное впечатление на другие государства. Советское командование не ожидало, что в плен попадёт почти 130 тысяч немцев, румын, итальянцев, хорватов. Весь мир облетели фотографии полей, устланных окоченевшими трупами «сверхчеловеков», сдающихся в плен измождённых от холода и голода «нибелунгов» в эрзац-чоботах из соломы и автомобильных покрышек. Немудрено, что среди пленных фашистов были велики санитарные потери: медицинские работники Красной Армии, во время санобработки, снимала с тушки каждого пленного фашиста по 200 граммов вшей.
Потери с обеих сторон были огромны. По современным данным, общие невосполнимые потери СССР и Германии с союзниками были примерно равны и составили более миллиона человек с каждой стороны. Красная Армия потеряла убитыми и изувеченными в Сталинградской битве почти 1113 тысяч человек. Среднесуточные потери – 5117 человек. Исходя из ОШС стрелковой дивизии РККА от августа 1941 года, каждые два дня боёв в течение полугодия Сталинградской битвы Красная Армия теряла дивизию убитыми и раненными.
Но последствия поражения для гитлеровцев были намного тяжелее. Они потеряли почти четверть войск на Восточном фронте, а в технике – матчасть, эквивалентную оснащению 45 дивизий. По данным начальника экономического отдела ОКВ (генштаба вооружённых сил Третьего Рейха) генерала Георга Томаса, сталинградские потери танковой и автомобильной промышленности составляют полугодовое производство Рейха, артиллерии – трёхмесячное, стрелкового оружия и миномётов – двухмесячное.
В одной только операции по снабжению окружённой сталинградской группировки Паулюса потери люфтваффе составили 488 самолётов и более 1000 лётчиков. Это не считая 300 самолётов, которые уничтожили на земле танкисты из корпуса В.М. Баданова, прорвавшиеся на немецкий аэродром в Тацинской в конце декабря 1942 года.
После Сталинграда боевой дух германских войск и их союзников был надломлен. Потенциальные агрессоры Турция и Япония уже более не вынашивали планов вступления в войну против СССР, а те, что в войну ввязались, начали задумываться о том, как бы вовремя из неё выпутаться с наименьшими потерями.
В Германии был объявлен траур по разгромленной 6-й армии.
Сильным деморализующим фактором для врага стала сдача в плен генерал-фельдмаршала Паулюса, от которого Гитлер никак не ожидал подобного поступка. Находясь в плену, Паулюс вступил в антифашистский комитет «Свободная Германия», а через три года выступит на Нюрнбергском трибунале в качестве свидетеля обвинения против нацистской верхушки и преступного плана войны против СССР «Барбаросса».
Победа Красной Армии вдохнула надежду как в союзников СССР, так и в население оккупированных фашистами советских территорий и других стран. Английский король Георг V передал в дар Сталинграду почётный меч, как знак глубокого уважения от народа Великобритании. Подарок президента США Рузвельта Сталинграду был скромнее – почётная грамота, но одна только организация профсоюзов Нью-Йорка собрала 250 тыс. долларов (огромную по тем временам сумму) для постройки больниц в Сталинграде.
В честь Сталинграда были названы улицы в различных городах мира. В Париже, например, до сих пор существует станция метро «Сталинград». Символическая благодарность парижан за то, что в Сталинградском сражении полностью сгинули 100-я, 113-я, 295-я дивизии вермахта, первыми вторгшиеся в Париж в июне 1940 года.
Для нас, потомков защитников Сталинграда, остаётся память. Медаль «За оборону Сталинграда» на дедовом пиджаке, город-герой Волгоград, потрясающий мемориал на Мамаевом кургане, а также Бессмертный Фронт героев битвы на Волге, среди которых навеки в строю генералы Чуйков и Родимцев, снайпер Василий Зайцев, сержант Павлов с солдатами, ополченцы и рабочие Сталинградского тракторного, стойкие милиционеры и пожарные из 10-й дивизии НКВД, морские пехотинцы из Севастополя, ходившие в атаку на фашистов с пением «Интернационала» сквозь пламя горящей нефтебазы на окраине города, живые и мёртвые мирные жители Сталинграда. Наши. Навсегда.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.