Спасибо за всё, Виталий Иванович!
В России траур: 20 февраля в Нью-Йорке, скончался полномочный представитель России при ООН, кадровый дипломат Виталий Иванович Чуркин. Умер на служебном посту, как солдат России, не дожив всего один день до своего шестидесятипятилетия. Предположительная причина смерти – закупорка сердца оторвавшимся тромбом.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Виталий Иванович родился в 1952 году в Москве, в семье рядового инженера и домохозяйки. С детства отличался многочисленными талантами: хорошо учился, в совершенстве овладел английским языком, интересовался раскопками древнего Херсонеса, играл в школьных спектаклях и даже стал чемпионом Москвы среди юниоров по конькобежному спорту. Видимо, благодаря школьным спектаклям юный Виталий Чуркин в 11-летнем возрасте начал сниматься в кино. На счету у будущего дипломата съёмки в трёх кинокартинах: «Синяя тетрадь» Льва Кулиджанова (роль Коли Емельянова, сына хозяина шалаша, в котором Ленин скрывался в Разливе), «Ноль три» (фильм таллинской киностудии о врачах скорой помощи) и «Сердце матери» патриарха советского кино Марка Донского (посвящён матери В.И. Ленина).
Надо сказать, что в те времена съёмки в фильмах на ленинскую тему могли стать неплохим трамплином в светлое кинематографическое будущее, но Виталий Чуркин в детстве и отрочестве слишком любил иностранные языки, чтобы променять их на карьеру кинозвезды. В школе, где учился полпред, говорят, что его родители специально для занятий английским наняли своему сыну репетитора – англичанку, так что, с удвоенной нагрузкой, будущему дипломату стало не до киносъёмок.
Помимо учёбы и пробы себя в качестве актёра, Виталий Чуркин охотно отдавал себя общественной работе. В старших классах целеустремлённого и уважаемого среди учителей и школьников юношу избрали комсоргом школы.
Тем не менее, это не значит, что в ранней юности Виталий Чуркин был «ботаником», и его жизнь протекала гладко и безоблачно. У человека со здоровыми амбициями, целеустремлённого и хорошо успевающего частенько находятся, мягко говоря, недоброжелатели.
Первым серьёзным недоброжелателем старшеклассника Виталия Чуркина, потенциального золотого медалиста, стала директор его родной школы № 56, узревшая в нём «карьериста». На почве начальственной неприязни Виталий Чуркин лишился золотой медали, получив «четвёрку» за экзаменационное сочинение. Через несколько лет учительница русского языка и литературы, вовлечённая в нечистую историю, призналась бывшим одноклассникам Виталия, что «сочинение Чуркина на самом деле стоило всех ваших вместе взятых».
Отсутствие золотой медали не помешало Виталию Чуркину с первого раза поступить в МГИМО, на престижный факультет международных отношений. К своему безупречному английскому будущий дипломат Чуркин добавил знание французского и монгольского языков. Институт Виталий Иванович закончил с красным дипломом, а затем и аспирантуру с отличием.
Талантливого и упорного выпускника МГИМО заметили в МИД СССР и далее карьера дипломата Виталия Чуркина развивалась стремительно: референт-переводчик в МИД СССР, третий секретарь посольства СССР в США, второй секретарь, первый секретарь советского посольства в США.
С тех пор и заступил Виталий Иванович Чуркин на самый ответственный участок дипломатических сражений за честь и национальные интересы СССР и России.
Бытует мнение, что именно Чуркин первым из советских дипломатов выступил перед иностранной прессой во время знаменитого сентябрьского кризиса 1983 года, связанного со сбитым советскими ВВС южнокорейским «боингом». На самом деле, это спекуляция двухлетней давности, когда какой-то там депутатишко от лузерской партии «Яблоко», отрабатывая тридцать серебренников, попытался привязать к выступлению Виталия Чуркина в ООН по малазийскому «боингу» ещё и давний инцидент с KAL-007. Скорее всего, чтобы сильнее обвиноватить постпреда и выставить его патологическим «отмазчиком» авиационных катастроф. Виталий Иванович ответил доморощенному обвинителю, что, являясь вторым секретарём посольства СССР в США осенью 1983 года, элементарно был не уполномочен выступать с подобными заявлениями.
Но, как видим, фальшачок, всё-таки, разошёлся и зажил собственной жизнью.
А вот первое резонансное выступление Чуркина произошло не в ООН, а в Конгрессе США 1 мая 1986 года и было оно посвящено Чернобыльской катастрофе. Именно тогда, по свидетельству самого Виталия Ивановича, и началось его общение с американской и международной прессой.
Интересно, что именно Виталий Чуркин первым нарушил суровую и аскетическую традицию МИД СССР отвечать на любые вопросы в письменном виде, положив начало брифингам для журналистов, легко и непринуждённо отвечая на хорошем английском на заданные вопросы. Впоследствии, перейдя работать в ООН, он и там продолжил практику живого общения с прессой.
К моменту распада СССР сорокалетний Виталий Чуркин достигает вершин на службе советской дипломатии, работая в международном отделе ЦК КПСС и секретарём-референтом министра иностранных дел СССР.
В 1992 году Виталий Иванович Чуркин становится заместителем «Мистера Да» – ельцинского выдвиженца на пост главы МИД России Козырева. Интересно, что Чуркин и Козырев были однокурсниками в МГИМО, но как по-разному они представляли Россию на международном уровне! Кадровое решение странное только на первый взгляд. Полагаю, что верный своей кадровой политике «рокировочек», а также «сдержек и противовесов», Ельцин намеренно заряжал в одну обойму таких антагонистов, как Чуркин и Козырев.
Впрочем, на должности замминистра Виталий Иванович пробыл всего два года. К тому времени на территории бывшей Югославии уже вовсю полыхала гражданская война, и Чуркин стал специальным представителем президента России на Балканах. На должности спецпредставителя Чуркин гнул дипломатическую линию в пользу России и её союзников. Так, на одном из брифингов, он заявил, что победу Милошевича на выборах в Сербии Москва не считает «трагедией», а вот воздушные удары НАТО по Югославии будут угрожать безопасности России. Эти заявления вызывали нешуточный гнев ельцинских кураторов в США, что министру Козыреву лично приходилось бегать на цырлах в Вашингтон, «гасить проблему». Кстати, идея послать батальон российских миротворцев в Боснию – тоже была одна из инициатив Чуркина на посту спецпредставителя.
С 1994 по 2003 годы Виталий Чуркин работает чрезвычайным и полномочным послом России сначала в Бельгии, а потом в Канаде. В Бельгии – ещё и представителем России в НАТО.
В 2006 году Виталий Иванович Чуркин, опытнейший российский дипломат, становится полномочным представителем России при ООН. Именно на этом посту Чуркин неустанно сражается за российские интересы, зачастую входя в дипломатический клинч с оппонентами, которых скорее следует называть врагами нашей страны.
В ООН на долю Чуркина выпало немало сражений. Это и конфликтные ситуации с представителями западных держав во время войны 080808, и продолжительные острые дебаты вокруг ситуации вокруг ситуации в Ливии, Сирии, Украины.
Даже рыжая бестия Саманта Пауэр, до недавнего времени занимавшая пост американского полпреда в ООН, оказывается, была застарелым недругом Виталия Чуркина, ибо свою карьеру Пауэр начинала в Боснии, строча оттуда доклады, один тенденциознее другого. Видимо, оттого и потому, пикировки российского и американского постпредов в ООН выглядели очень личными.
Пауэр встречается с участницами Pussy Riot, а Чуркин удивляется: «Как, разве она до сих пор не присоединилась к этой группе?». Чуркин толкует о провокации майданных снайперов, а Пауэр гундит, что его воображению «позавидовали бы Толстой и Чехов». Пауэр впадает в манию величия и требует от Чуркина не забывать, что Россия «не победитель, а побежденный», а тот просит ее отойти подальше и «не брызгать слюной»…
Сам Виталий Иванович этот свой выпад в адрес Пауэр отрицает, а в прошлогоднем интервью, отзывается об американском полпреде, как о человеке, предельно корректно и уважительно.
Миллионы граждан России, да и не только России, всегда с интересом наблюдали за баталиями в ООН с участием Виталия Чуркина и неизменно восхищались его артистизмом, компетентностью и умением не переходить грань, за которой дипломатические коллизии переходят в коммунальный скандал. Что и говорить, в профессионализме Чуркин на две головы превосходил ту же Саманту Пауэр, а уж унылого украинского постпреда, или гордого посланца какой-нибудь «бензоколонки», то и на все три.
Известна байка, как Чуркин ответил на резкие выпады премьера Катара во время обсуждения ситуации вокруг Сирии: «Если вы будете разговаривать со мной таким образом, то уже сегодня не будет больше такого понятия, как Катар». Чуркин, правда, категорически уверяет, что этого не было: «Я всегда пытаюсь быть вежливым – даже перед лицом провокаций».
«Вы гость в Совете безопасности, – на самом деле сказал он тогда. – Так что будьте почтительным. Во всяком случае, я обращаюсь не к вам. Я говорю от имени Великой России и только с великими».
Иногда Виталию Чуркину приходилось отражать и персональные нападки. Года три назад журналистка CNN Кристиан Аманпур обвинила его дочь Анастасию, репортера российского телеканала Russia Today, в том, что та «делала репортажи о деятельности своего отца», то есть их нельзя считать объективными. В ответ на что Чуркин направил Аманпур письмо со словами: «Я бы не стал Вам сейчас писать, если бы Вы также не направили свои нападки на мою дочь… Я очень ею горжусь – не только потому, что она хороший журналист, но и потому, что она строго соблюдает профессиональную дистанцию между нами. В связи с этим я вспомнил, что Вы вышли замуж за официального представителя Госдепартамента. Что было с Вашей профессиональной репутацией во время ухаживания? Не утруждайте себя ответом. На самом деле меня это не интересует».
Мораль: не надо копать медийную яму человеку, который «Ленина видел». Выйдет себе дороже.
Вопрос № 1, которым теперь задаются в России, – кто сменит Виталия Ивановича Чуркина на посту российского полпреда в ООН? Вопрос не праздный. Виталий Иванович человеком и дипломатом был незаменимым, особенно в условиях нынешнего кадрового голода. Кто из российских дипломатов более всех был на слуху в последнее время? Лавров и Чуркин. Чуркин и Лавров. А всё почему? Советская дипломатическая школа закалки «железного» министра А.А. Громыко. Теперь таких людей уже не делают.
Реакция на внезапную смерть Виталия Чуркина – ещё одна линия, разделяющая настоящие государства и государственных деятелей от бантустанов и условных политиков в набедренных повязках. Бандерокраинцы устроили себе радость и людоедские пляски, в убогих попытках оскорбить память русского дипломата. Тогда как Саманта Пауэр откликнулась на смерть российского коллеги в Твиттере следующим образом:
«Чувствую пустоту в душе в связи со смертью постпреда России при ООН Виталия Чуркина. Маэстро дипломатии и чрезвычайно неравнодушный человек, который делал все возможное для наведения мостов и преодоления разногласий между США и Россией».
Свою работу Виталий Иванович Чуркин сравнивал с трудом сталевара. Изматывающая работа по двенадцать часов в сутки, сопровождаемая интеллектуальным напряжением и накалом страстей. После распада СССР – в особенности. Представьте, каково работать на благо Родины в то время, когда в Кремле сидит спившаяся мразь, убивающая страну, а твой непосредственный начальник – сервильный слизняк из обоймы «чего барин изволит?». Или изо дня в день, из года в год, работая в ООН, выслушивать излияния безнадёжных кретинов и при этом отвечать им с лёгкой полуулыбкой, уколом рапиры на попытку ткнуть ломом, оставаясь дипломатом и джентльменом.
Спасибо за всё, Виталий Иванович! Светлая Вам память!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: