Смерть шпионам: Кого бьёт военная контрразведка
О людях молчаливого подвига обычно принято вспоминать в дни их профессиональных праздников. День военной контрразведки отмечается 19 декабря, с тех пор, как в 1918 году ВЧК получила приказ – организовать особые отделы при частях и соединениях Красной Армии.
19 декабря наступит ещё только через три месяца, но повод рассказать о результатах работы российских военных контрразведчиков уже есть. Тем более, интересно сравнить эффективность их работы с прославленным ГУКР СМЕРШ, признанным специалистами и историками самой результативной спецслужбой XX века.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Следует отметить, что военная контрразведка – одна из самых закрытых специальных служб России. В отличие от коллег, сражающихся на переднем крае войны с терроризмом и экстремизмом, о работе военных чекистов известно совсем мало, хотя перед этими людьми поставлена ответственнейшая из задач – предотвращать и ликвидировать большие и малые угрозы, подрывающие безопасность Вооружённых сил российского государства.
Ибо, как заметил в интервью журналистам бывший начальник военной контрразведки России генерал-полковник Александр Безверхний (ушёл в отставку по возрасту), возглавлявший спецслужбу с 2000 по 2015 годы, «без разведки армия слепа, а без контрразведки – беззащитна».
Генерал-полковник знает, о чём говорит. В рассекреченной части его личного дела говорится, что «под непосредственным руководством Безверхнего обезврежено 45 агентов иностранных разведок, проведены мероприятия, создающие условия для стремительного роста мощи Вооружённых сил РФ».
Одной из главных заслуг уже российской военной контрразведки генерал Безверхний считает проведенный комплекс мероприятий, сорвавших усилия западных спецслужб по созданию разветвлённой агентурной сети в Вооружённых силах, используя суматоху и смятение, поразившие армию во время экстренного вывода частей и соединений из Восточной Европы.
Благодаря вовремя проведённым жёстким контрразведывательным мерам, иностранным спецслужбам не удалось вдосталь навербовать агентуры и ворваться в Россию на плечах возвращающихся домой военнослужащих.
По словам Безверхнего, военная контрразведка «делала подставы, запаривала дезу, отвлекала их возможности на искусственно созданные оперативные ситуации – на каком-то этапе у них создалось впечатление, что они всё знают и всем владеют».
Оценивая эффективность работы ВКР, о которой говорит генерал-полковник в отставке, следует вспомнить, что совсем недавно мир узнал о гиперзвуковых ракетах «Кинжал», «Авангард», «Буревестник», боевом лазере «Пересвет», подводном беспилотнике с ядерной силовой установкой «Посейдон» лишь после сообщении Владимира Путина, прозвучавшего 1 марта 2018 года в послании к Федеральному собранию.
Сообщение вызвало шок и недоверие не только среди иностранных, но и среди некоторых российских экспертов. Вспомним, что первой реакцией маловеров на организованную президентом сенсацию было саркастическое шамканье «мультиками стращают, ракетами из папье-маше», пока не появившиеся в течение года съёмки испытаний новейшего оружия не заставили заткнуться даже самых упоротых.
Следует добавить, что ТТХ новейших систем уникального российского вооружения не известны иностранным разведкам до сих пор, как до сих пор остаются для них неизвестными секреты современных комплексов ПВО С-300, С-400, Тор-М2, за образцы которого иностранные разведки готовы мать родную продать, ибо эти системы не только гарантируют их владельцам мирное небо над головой, но и выступают средством геополитического сдерживания, о чём свидетельствует недавний пограничный конфликт в Тибете между Китаем и Индией.
И в этом есть несомненная заслуга военных контрразведчиков России.
Буквально на днях российская общественность была шокирована приговором суда – 12,5 лет колонии строгого режима любителю военной истории и офицеру в отставке Андрею Жукову, обвиненному в государственной измене.
Жуков был арестован сотрудниками военной контрразведки летом 2018 года. Рассмотрение уголовного дела проходило в закрытом режиме, а судья, вынесший приговор Жукову, зачитал только вводную и резолютивную части вердикта, поскольку материалы дела проходили под грифом «совершенно секретно».
Либеральное «диванное воинство», воспитанное на дегенеративных историях «властителей дум» о работе отечественных спецслужб в духе «от нас всё скрывают, потому что «шьют дела» по образу и подобию 1937-го против невиновных», снова-здорово завело шарманку «не бывает таких дел, когда за архивные материалы «времён Очакова и покоренья Крыма» суды выносят суровые приговоры».
Из открытых источников известно, что в ходе обыска в доме Жукова оперативники изъяли компьютер, флешки и жёсткие диски, содержащие секретную информацию. В 2012 году Жуков проходил свидетелем по делу офицера Черепанова, разболтавшего на военно-историческом форуме ryadovoy.ru засекреченные архивные данные о дислокации и перемещении войск.
Если кто-то считает, что только контрразведка России строго оберегает содержащиеся в архивах военные и государственные секреты, тот сильно ошибается.
В начале «нулевых» в англоязычной прессе прошло сообщение, что комиссия по рассекречиванию архивных документов Великобритании продлила ещё на 50 лет действие грифа «совершенно секретно» для пакета документов, касающихся довоенных контактов британских спецслужб с разведорганами гитлеровской Германии.
Можно не сомневаться, что любой британский энтузиаст военной истории будет арестован и осуждён на длительный срок заключения за одну только попытку опубликовать информацию из этой папки.
Следует также упомянуть, что в связи с делом Жукова, приоткрылась завеса с арестом органами ВКР советника главы Роскосмоса Ивана Софронова.
Как известно, бывшему журналисту Софронову инкриминируют передачу секретной военной информации спецслужбам Чехии, работающим под контролем США. Характерно, что официальные чешские лица, обожающие обвинять Россию в нарушении прав человека и демократии, на этот раз как в рот воды набрали и отказываются давать любые комментарии.
Добровольные защитники Софронова в России, наоборот, упарываются и наперебой гундят «да какое отношение к военным секретам может иметь бывший журналист издания «Коммерсант» и советник Рогозина по работе языком на публику?»
Оказалось, что 18 марта 2019 года в «Коммерсанте» была опубликована статья Софронова, без деталей рассказывающая о контракте на поставку Египту партии самолётов Су-35 на сумму в $2 млрд.
По утверждению следствия, сам факт сделки с Египтом не предавался огласке и составлял государственную тайну. Статья в «Коммерсанте» не была согласована и сразу же после выхода материала США пригрозили Каиру санкциями, если его руководство не откажется от закупок российского оружия и военного сотрудничества с Россией.
В результате вспыхнувшего скандала и разбирательств Софронов в авральном режиме уволился из «Коммерсанта», а издание удалило статью о египетском контракте, выплатив немалый штраф.
По данным из открытых источников, за последние 10 лет по крайней мере в шесть раз увеличилось число зафиксированных случаев военного и государственного шпионажа против России. Ключевым моментом активации иностранных спецслужб наблюдатели считают последние шесть лет, прошедшие после воссоединения Крыма с Россией.
Наиболее мощный напор и враждебность российские контрразведчики испытывают со стороны подконтрольных США спецслужб Украины – СБУ и ГУР.
Как отмечают специалисты, работа российской ВКР против украинских спецслужб началась не в 2014 году с возвращением Крыма, а намного раньше. Просто до «пэрэмоги революции гидности» возникающие коллизии по линии спецслужб решались в рабочем режиме благодаря налаженным каналам связи. Вдобавок СБУ и ГУР не стремились во времена оные пытаться вести диверсионно-террористическую работу в России.
С потерей Украиной Крыма и началом карательной операции ВСУ в Донбассе ситуация изменилась, и теперь украинские спецслужбы находятся на острие необъявленной войны против России, выступая защитной прокладкой и расходным материалом для западных спецслужб.
Из последних провокаций украинских спецслужб, что на слуху, попытка похищения в Москве одного из лидеров ДНР, предположительно, Романа Волянюка, участника боевых действий.
Операция похищения происходила при взаимодействии СБУ и ГУР. Украинские агенты Байдала и Мищенко завербовали семерых россиян – членов одной из ОПГ, подписавшихся за $200 тыс украсть и переправить на территорию Украины «по нелегальному каналу насильственного перемещения» нужного им человека.
Преступление было предотвращено на стадии подготовки, а все его непосредственные исполнители арестованы.
Как отмечают наблюдатели, организаторы провокаций с украинской стороны прекрасно осведомлены о своём невысоком профессионализме и поэтому предпочитают управлять завербованными «шестёрками» из-за границы, не вступая в контакт с российскими контрразведчиками.
И, в общем, причины опасений украинской «безпеки» понятны. За последние 6 лет пойманных российской контрразведкой украинских шпионов накопилось на вагон и маленькую тележку.
2014 год. В Белгородской области на месте преступления были пойманы Андрей Цацкин и Том Свенссон, фиксировавшие на цифровые камеры российскую военную технику. Тогда же в Москве арестован при сборе информации о новейших модификациях ЗРК С-300 Юрий Солошенко. В Брянской области контрразведчиками задержан россиянин Виктора Шура, проявлявший нездоровый интерес к инфраструктуре Минобороны РФ. Украинец Денис Данченко попался с поличным при попытке вывезти в Неньку детальки к ЗРК «Бук» и С-300.
2015 год. При попытке слить дезинформацию Погранслужбе ФСБ, в руках контрразведчиков очутился агент СБУ по прозвищу «Хохол». В 2016 за попытку провернуть такой же финт ушами был задержан украинский «контрик» Юрий Иванченко. При сборе информации в Донбассе был разоблачен агент СБУ Артем Шестаков, работавший переводчиком в миссии ОБСЕ.
2016 год. В момент изъятия боеприпасов из тайника на крымском берегу Сиваша спецгруппой ФСБ обезврежены агенты-террористы военной разведки Украины Захтей и Панов. В том же году в Москве спалился кадровый сотрудник украинских спецслужб Роман Сущенко. Ноябрьский улов контрразведчиков Черноморского флота пополнили трое сотрудников ГУР МОУ Штыбликов, Дудка и Бессарабов. Вскоре на одни нары с ними присел бывший военнослужащий ЧФ России Леонид Пархоменко за шпионаж в пользу Украины.
2017 год. В Симферополе, на стадии подготовки к диверсии, был пойман украинец Геннадий Лимешко. Чуть позже контрразведчиками арестованы россияне Анна Сухоносова и Дмитрий Долгополов, собиравшие сведения о ЧФ.
2018 год. В Симферополе задержан за шпионаж украинец Константин Давыденко. На материке, в Нижегородской области, при попытке приобрести продукцию военного назначения пойман украинец Игорь Кияшко, на Кубани – Сергей Стефаненко, собиравший сведения о российских войсках и военных объектах Южного военного округа. В тех же краях сотрудники ВКР повязали гражданина Украины Юрия Пермякова, поглощённого систематическими наблюдениями за передвижением российской военной техники. В Ростовской области задержан ещё один любитель наблюдать из кустов за танчиками в пользу Украины – россиянин Владимир Моргунов.
В конце 2019 года два громких ареста украинских шпионов: связиста Минобороны РФ Руслана Артыкова и неназванной служащей ЧФ.
Как можно заметить, бандеровские спецслужбы и их кураторов интересуют разведданные о боеспособности граничащего с Украиной Южного военного округа, а также важные узлы комплексов ПВО, за которыми открыта настоящая охота.
Участие в шпионаже российских граждан объясняется не только материальной заинтересованностью, но и наличием родственников на Украине, что облегчает «безпеке» вербовку давлением и шантажом. Нельзя скидывать со счетов и принятых на службу в Вооружённые силы России украинских кадровых военных в 2014 году, часть из которых была завербована СБУ и прошла агентурную подготовку, что и проявилось со временем.
Крымская специфика работы военных контрразведчиков осложнена тем, что подрывная работа украинских спецслужб скорее направлена не против военных объектов, а на организацию диверсий на объектах гражданской инфраструктуры и терактов против мирного населения полуострова.
В целом, специалисты невысоко оценивают профессионализм и мотивацию украинских спецслужб, в то же время предостерегая от недооценки их усилий.
28 августа 2020 года в прессе появилось сообщение о задержании украинского шпиона в святая святых Вооружённых сил России – в Краснознамённой орденов Кутузова и Хмельницкого Барнаульской дивизии РВСН – одной из наиболее охраняемых и засекреченных соединений Российской армии.
Барнаульская ракетная дивизия первой среди частей РВСН получила на вооружение комплексы «Ярс» и представляет собой не просто действующее воинское соединение с ядерным оружием, но и научно-испытательным центром для разработки перспективных образцов ракетно-ядерного оружия, где работают специалисты высочайшей квалификации.
Военные эксперты и ветераны РВСН утверждают, что вербовка агента в РВСН – ЧП экстраординарного уровня, равному которого в Вооружённых силах России не было давно.
Один из ветеранов советской военной контрразведки, отдавший большую часть жизни защите РВСН от шпионов и диверсантов, Михаил Гончар, утверждает, что система безопасности войск ракетно-ядерного щита страны построена таким образом, что сам факт вербовки и недолгой работы агента в РВСН даже на низовом уровне является колоссальной удачей для иностранных спецслужб.
Михаил Гончар сомневается, что разоблаченный агент (по некоторым данным, старший лейтенант Барнаульской ракетной дивизии) мог передать своим хозяевам критическую информацию о службе стратегических ракетчиков. По его мнению, служба безопасности РВСН доказала свою эффективность и не меняется десятилетиями.
«Это в фильмах всё взламывается и похищается через компьютеры. В реальности – это работа головой и ногами. Бегать, смотреть, слушать. Устроился на работу в магазин, дворником, возишь воду в часть или просто имеешь куда-то доступ? Считай, что есть источник информации. Особо секретные данные там добыть не получится, но установить, например, личности старших и младших офицеров вполне по силам», – считает ветеран военной контрразведки.
«Ракетные войска – это ведь сложный организм. Кто их кормит, кто им казармы убирает, кто из офицеров – на хорошем счету у начальства, кто нет, кого повысили в звании, кого, наоборот, «придерживают» и кто недоволен начальством – все эти данные собираются и отправляются куда надо. При этом я могу сказать, что СБУ и ГУР точно шпионят на продажу. Им самим такие данные ни к чему, у них с Вооружёнными силами РФ сейчас всё очень плохо. А вот американцам и в НАТО такие сведения нужны», – сказал Михаил Гончар.
Бывшие контрразведчики отмечают, что в действиях украинских спецслужб почти невозможно найти американский след. Схемы работы и методика остаются за украинской «безпекой», в то время как кураторы просто спускают им сверху список покупочек, выделяя деньги на те или иные задачи. При этом, как поясняют специалисты, украинские спецслужбы почти всегда избегают прямых контактов с потенциальным агентом – вербовка и последующее общение происходит через мессенджеры и социальные сети. В этой связи будет нелишним упомянуть, что в мае 2020 года президент Путин подписал указ, запрещающий военнослужащим указывать информацию о своей службе в социальных сетях и СМИ.
В заключение хочется напомнить, что тайная война разведок никогда не прекращается – она только ослабевает или усиливается в зависимости от сложившейся политической конъюнктуры. В последние 10 лет Запад перешёл к новому противостоянию с Россией, оказывая давление на нашу страну не только на дальних, но и на ближних подступах, переступив красные линии вопреки всем договоренностям. А это значит, что незаметная глазу, но очень важная для выживания страны и её народа повседневная работа людей молчаливого подвига будет и дальше востребована.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.