«Самое страшное позади»: Иноземцев объяснил, чего не учли инициаторы санкций
От западных санкций российскую экономику спас частный сектор.
Такое мнение, передает корреспондент «ПолитНавигатора», высказывает доктор экономических наук, директор московского Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Он соглашается, что для российской экономики все самое страшное уже произошло в 2022 году, и теперь она будет приходить в себя.
«Как показали события конца 1980-х — начала 1990-х годов, основная угроза для российской экономики — столкновение с чем-то для себя неведомым, ведущее к неконтролируемым процессам, шокам и панике. Это касалось и распада связей между предприятиями в позднесоветский период, и дефолта 1998 года, и роста курса доллара в 2014–2015 годах (в результате первых санкций). На все это наша экономика реагировала очень плохо.
С другой стороны, если есть четкое понимание проблем и адекватный, без паники, отклик на них, то степень устойчивости у нее огромная», – сказал Иноземцев в интервью «Московскому комсомольцу».
Он призвал не переоценивать роль государства, считать его центральным элементом экономики.
«Да, оно контролирует банки, многие сырьевые компании, выделяет немало денег на пенсии, зарплаты бюджетникам, инвестирует в реальный сектор в среднем 7–8 трлн рублей в год, или 5–6% ВВП. Но все же экономика в основе своей частная и работает именно как рыночная. Это и спасло ее сейчас, в условиях санкций, поскольку предприятия хотят жить, а хозяева — сохранить свою собственность.
И ограничения (включая потерю доступа к множеству импортных товаров) побуждают их переналадить производственные цепочки, сбыт, найти новых поставщиков и тем самым спастись.
Мне кажется, что архитекторы санкционной политики не учли этого ключевого момента. Им казалось, что российская экономика сугубо огосударствленная, а значит, развалится, как в свое время советская. Но ничего подобного не произошло», – отметил экономист.
По его словам, «именно частный сектор делает экономику настолько живучей».
«Кроме того, она большая, а народ беден. Ситуация была бы хуже, если бы люди тратили значительную часть средств на развлечения, отдых, покупку гаджетов. Но есть задачи поважнее — ходить в магазины, покупать еду, лекарства, оплачивать коммуналку, поездки в транспорте. А поскольку эти расходы никогда не рухнут до нуля, экономика будет жить», – убежден эксперт.
Одной из основных угроз для российской экономики он считает исчерпание резервов и бюджетный дефицит, который, может вдвое превысить официально прогнозируемые 2,9 триллионов рублей.
«В 2022 году нефтегазовые доходы составили, по официальной отчетности, около 11,7 трлн рублей, но в 2023-м, скорее всего, не превысят 6,5 трлн. Дыру придется как-то затыкать, тем более что государственные расходы будут расти в течение всего года», – считает Иноземцев.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.