Румынский президент прибывает в Кишинёв принимать присягу своей подданной Санду
Избранный президент Молдовы, прозападный политик Майя Санду, грозилась первый визит нанести в Киев. И почти не соврала – ведь куда более значимый лидер, румынский президент Клаус Йоханнис, прибудет к ней сам.
Если Майя не идёт к Клаусу…
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
График встречи довольно крут. 29 декабря, в 11:30, начнётся торжественный приём. Ему будет посвящено ровно 15 минут. Затем 45 минут – на переговоры в формате тет-а-тет. И ещё 35 минут – на «официальные переговоры с участием делегаций». И, наконец, в 13:05 будут сделаны заявления для прессы.
Вассалка и сюзерен
Хотя Йоханнис великодушно выделил своей молдавской коллеге полтора с хвостиком часа времени (примерно как в колхоз подшефный заехать), его администрация объявила о том, что визит «создаст рамки для мощного послания о поддержке нового президента Республики Молдова в исторический момент для европейского курса Республики Молдова, а также послания о поддержке молдавских граждан в усилиях по демократизации, необратимому внедрению принципов правового государства и укреплению как европейского пути, так и привилегированных отношений с Румынией».
Вот так, ни больше, не меньше. Клаус Йоханнис для Молдовы – впереди планеты всей!
Кому праздник, а кому и намёк
Повод официальный тоже подгадали. Десять лет назад Молдова и Румыния подписали договор о «стратегическом партнёрстве ради европейской интеграции Республики Молдова». Причём в администрации румынского президента обращают особое внимание на пункт договора, согласно которому установлено «обязательство Республики Молдова следовать европейским курсом и внедрять необходимые для этого демократические реформы».
Словом, Молдова приняла на себя обязательства – и должна это праздновать. По первому требованию «старшего брата».
О том, что Румыния до сих пор не подписала с Молдовой ни базовый политический договор, ни договор о государственной границе, разумеется, никто не вспоминает. Просто именно тогда, десять лет назад, в Молдове окончательно утвердился у власти так называемый «Альянс за европейскую интеграцию», привыкший не обращать на это внимания.
До АЕИ у власти был коммунист Воронин, категорически отказывавшийся подписывать договор о стратегическом партнёрстве, покуда не решится вопрос – и с базовым договором, и с договором о границе.
Понятно, что Бухарест ни того, ни другого даже обсуждать не хотел. Молдавские западники любят вспоминать о том, что Румыния стала первой страной, признавшей независимость Республики Молдова. Но не о том, что Румыния признавала независимость лишь от Советского Союза, а не от себя – независимость Молдовы там рассматривалась и рассматривается лишь как «промежуточный этап» перед поглощением.
Этот промежуток сильно растянулся – уже почти на три десятилетия. Просто народ Молдовы присоединяться к другому государству почему-то не хочет. То ли дело местная элита!
Накликали Йоханниса
Фон для визита румынского лидера более чем подходящий. Достаточно вспомнить лишь несколько эпизодов.
Майя Санду, вступив в должность президента, первым делом удалила с сайта президентуры молдавский язык. Теперь там румынский. И это войдёт в историю – всегда запоминается, что президент сделал первым делом.
Лидер праворадикальной Либеральной партии Дорин Киртоакэ, скандально известный экс-мэр Кишинёва, сердечно поздравил Майю Санду, назвав её инаугурацию «шагом к объединению Молдовы с Румынией». Её всё устроило.
Дорин Киртоакэ
Тщательно отобранные (кварталы-то были оцеплены) сторонники встречали нового президента Санду с флагами иностранных государств – Румынии и США. И так её провожали до президентуры. Замечаний, конечно же, не последовало.
Ещё раньше Санду в ходе протеста за досрочные выборы отказала в праве выступить своим «слишком левым» союзникам из «Нашей партии», чтобы не обижать радикальных прорумынских унионистов. И бровью не повела, когда их лидер Октавиан Цыку заявил, что Молдове не нужны досрочные выборы (программное обещание Санду, вообще-то!), а нужно просто войти в состав Румынии и, таким образом, осуществить евроинтеграцию. Вот оно в чём, оказывается, это стратегическое сотрудничество из договора…
Октавиан Цыку
А протестующие в центре Кишинёва фермеры (многие из них представляли партию Санду – за исключением представителей других прозападных партий) после инаугурации вдруг потребовали встречи не только с Санду, но и с… Клаусом Йоханнисом. И даже начали скандировать на площади у правительства: «Йоханнис! Йоханнис!».
Скандировали, значит, скандировали, и таки зазвали. Неужто знали что-то? Теперь он приедет. И будет осуществлять то самое «стратегическое партнёрство». Вводить Молдову в Европу через, пардон, Румынию.
Сюзерен и вассалка
А Санду-то что? Она не стесняется даже того, что приносила присягу румынскому государству. Когда у неё после победы спросили, откажется ли как президент от второго гражданства – румынского – тут же бойко бросила: «Наличие двух паспортов – не проблема».
Предыдущий президент, социалист Игорь Додон, кстати, требовал запрета на двойное гражданство для чиновников. Только на словах, правда, но всё же. А его соратники обещали отказаться от румынского гражданства. Обещаний не сдержали, но они хотя бы так потешно стеснялись… от Санду такого не дождёмся. Для неё совершенно нормально возглавить одно государство после того, как принесла присягу в верности другому.
Теперь вот глава Румынии изволил проинспектировать свою подданную. Что-то будет…
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.