Просмотров:2533

Your browser doesn’t support HTML5 audio

Россию принуждают к военно-политическому решению энергокризиса в Приднестровье

Больше трех недель жители Приднестровья живут в условиях острого энергокризиса. Республика в разгар зимы – без газа и тепла, ежедневно на пять часов отключается электричество. ПМР  готовилась получить газ в виде гуманитарной помощи от России еще 20 января – тепловики уже проверяли состояние котельных, школьники собирались  начать за партами учебную четверть.

Но вопрос застопорился: Молдова блокирует поставки газа, который Россия готова закупить для Приднестровья на европейских площадках. И это несмотря на то, что президент РМ Майя Санду 14 января, выступая на брифинге, пообещала не препятствовать транспортировке топлива.

Люди в Приднестровье живут в тяжелейших условиях, обогреваются как могут. Зарегистрированы уже четыре смерти от отравления угарным газом, произошло более 50 пожаров из-за неправильной эксплуатации печей и электроприборов, возгорания электропроводки. Стоит промышленность, власти республики готовятся резать бюджет-2025. С началом третьей четверти в школах тянуть было больше нельзя, поэтому дети начали заниматься в асинхронном дистанционном формате. Это значит, что учителя, когда им удобно (то есть когда у них есть свет и интернет), отправляют ученикам задания по электронной почте, а ученики выполняют их и таким же способом отсылают учителям.

Энергетический кризис уже оборачивается гуманитарным коллапсом, а Кишинев всячески тянет время – то подолгу рассматривает списки компаний-трейдеров, которые должны доставлять газ  до границы с Молдовой, то анализирует маршрут поставок, то выставляет все новые условия для подачи газа.

«Газ должен был быть поставлен в Приднестровье 20 числа, максимум 21 числа, но уже 23-е. В Молдове специально все делали для того, чтобы затянуть ситуацию, чтобы этого не случилось, специально затягивая гуманитарный кризис в Приднестровье… Газ уже должен был быть в Приднестровье, если бы не сопротивление молдавской власти», – сообщил журналистам президент ПМР Вадим Красносельский.

МИД Приднестровья выступил с заявлением, в котором говорится, что действия представителей РМ «создают устойчивое впечатление о намерении пролонгировать кризис, а также о применении дискриминационных подходов в отношении граждан Приднестровья, которых пытаются использовать как заложников в нечистоплотных политических играх, каждый раз выдумывая новые «непреодолимые» обстоятельства и «сложности».

Подача газа  – в обмен на вывод миротворцев?

Вот одно из условий Кишинева: поставить гуманитарный газ в Приднестровье можно только   после вывода российских миротворцев. Об этом на днях заявила президент РМ Майя Санду, а потом на полях экономического форума в Давосе – премьер Дорин Речан.

Шаг неудачный во всех отношениях: всем понятно, что миротворцы регион не покинут, а газ рано или поздно в Приднестровье поступит.  Как отмечает политолог Анатолий Дирун, если Молдова с помощью таких деклараций собирается «биться за умы и сердца и приднестровцев», то эту битву она уже проиграла.

«Если бы заявление о выводе миротворцев было сделано, например, полгода назад, его бы восприняли спокойно. Это традиционная риторика Кишинева, и она не выбивается из традиционного официоза. Но сегодня, когда люди в Приднестровье сидят без света, тепла, воды, советники Маий Григорьевны либо что-то недосказали, либо перестарались. Российский фактор в приднестровской государственности играет системообразующую роль, это стратегический момент, особенно нахождение российских войск на левом берегу Днестра – нравится это кому-то или нет. Для Приднестровья это гарантия существования республики как таковой, поэтому такого рода заявления обнуляют все, что предпринималось Кишиневом ранее. Это неудачное выражение, которое отбрасывает привлекательность Кишинева в глазах жителях Приднестровья.

Так или иначе, но кризис будет урегулирован, и Тирасполь будет после него уже совсем другим. Полагаю, что «старшие товарищи» Молдовы на данном этапе не будут рекомендовать официальному Кишиневу делать такие резкие движения – иначе будет нарушен баланс сил, который сложился в регионе», – сказал политолог, выступая в эфире молдавского телеканала Canal 5.

Эксперт полагает, что Приднестровье сегодня, по сути, «платит политическую цену за свое отношение к Москве, за итоги референдума 2006 года, на котором жители республики заявили, что хотят быть частью России».

«Сейчас, когда Россия занята украинским конфликтом, Приднестровье оказалось в сложной социопсихологической ситуации, поскольку и Россия, и Украина – страны-гаранты приднестровского урегулирования», – отметил Дирун.

Геополитика или коррупционные схемы?

Анатолий Дирун считает, что вовлечение в газовый кризис Тирасполя и Кишинева – следствие геополитических изменений в сфере безопасности, глобальной игры по установлению контроля над транзитными мощностями, ведущими из России в Европу.

«Политика отказа от российских энергоресурсов затронула и Молдову. В последние годы Кишинев и Тирасполь в сфере энергетики хорошо взаимодействовали: Кишинев получал дивиденды от дешевой электроэнергии, которую вырабатывала Молдавская ГРЭС в Приднестровье, в приднестровский бюджет от продажи электроэнергии на правый берег шли поступления. Несмотря на спорные, дискуссионные вопросы, кооперация была плотная, а главное – выигрывали простые люди, бизнес. Когда вмешалась геополитика, были приняты решения, которые, как мне кажется, были навязаны молдавскому руководству, – пресловутый аудит газового долга. Из-за него и закрутилась вся история во взаимоотношениях с Газпромом, от которой Кишинев только проиграл», – отмечает эксперт.

Политолог Дмитрий Чубашенко видит в основе затянувшегося газового кризиса коррупционные схемы Кишинева, который, как полагает эксперт, хочет «выжать» из этой ситуации все по максимуму.

«Похоже на коррупционные разборки. Россия сказала, что заплатит за газ, который доставят до Молдовы, а оттуда – в Приднестровье. И вот они мутят: эта фирма-поставщик не подходит, та фирма под санкциями, пусть будет только Молдовагаз. Собираются, прежде чем начать доставку, изучить, что такое гуманитарный газ, на научных конференциях. Неинтересно им просто качать газ по трубе – хочется положить себе что-то и в карман. Сначала они не против поставки газа в Приднестровье, потом, оказывается, что против. Выставляют условия. Это вызывает подозрения в коррупционности всей этой возни.

И пока разворачивается катастрофа, европейские партнеры молчат. Или у них нет решения, или они покрывают действия кишиневских подопечных.  Им, возможно, стыдно признаться, что в государстве-кандидате в ЕС, в 100 км от границы с Евросоюзом – гуманитарный кризис, нет газа, света, тепла», – высказал свое мнение эксперт в передаче «Тема» на телеканале Primul în Moldova.

Кстати, о Евросоюзе. Эксперты отмечают, что Молдова провалила евроинтеграционную политику в сфере энергетики. По этому поводу даже шутят, что Майя Санду – агент Кремля. С одной стороны, она провозглашает независимость от российских энергоресурсов, с другой – пеняет  России за прекращение поставок газа в Молдову.  

Молдавский социолог, политтехнолог Ян Лисневский говорит, что если бы Санду хотела свободы от российского газа, то предпринимала бы что-то, действовала, но в этом плане ничего не сделано.

«Например, Плахотнюк в свое время построил  газопровод Яссы – Унгены. «Хорошие люди» могли за эти годы хоть какой-то шланг провести, если они так сильно хотя отказаться от российского газа? Если мы так сильно хотим стать европейцами,  мы за три года могли построить инфраструктуру по получению электричества из ЕС? Кто менял законодательство для продвижения зеленой энергетики? Кто-то открыл специальные учебные заведения, где учили бы этим специальностям? Мы же, как предполагается, должны стать единой системой с Евросоюзом.

Пока команда Санду просто произносит декларации. У нас за всю историю существования государства поддержка идеи евроинтеграции никогда не падала так низко – сейчас это только 43%», – рассказал Лисневский в эфире телеканала TVC 21.

Он добавил, что за время правления партии PAS в Молдове появился «чисто пророссийский электорат».

Когда развязка?

Есть мнение, что газовый кризис будет преодолен к концу января. На то, что газ в Приднестровье скоро поступит, указывают некоторые косвенные признаки, отмечает политолог Анатолий Дирун.

«Есть такое понятие – принуждение к миру, – говорит он. – Надо помнить, что у российской стороны, которая заявляет о своей гуманитарной поддержке Приднестровья, всегда остаются инструменты более жесткого давления на Кишинев – если не прямого, то через ряд обстоятельств и факторов. Страны региона, например, Румыния, не заинтересована в серьезной дестабилизации ситуации на левом берегу Днестра по многим причинам.

Мирный баланс в регионе всех устраивает, и нарушение этого баланса (а нерешение вопроса с поставками газа – это именно его нарушение) будет заставлять Россию как страну-гаранта использовать различные военно-дипломатические средства для обеспечения газа в Приднестровье. Если после 1 февраля предложения России не заработают, будет эскалация и нарушения баланса сил в регионе».

 

Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.

Последние новости
Загрузка...
Ошибка сети...

Все новости за сегодня