Визит Сергея Шойгу 27-28 апреля в Узбекистан имеет большое военно-политическое значение не только в деле развития двусторонних отношений, но и для будущего всего региона. Наконец-то после подписания ряда совместных документов эта бывшая советская среднеазиатская республика стала официальным партнером России и втягивается таким образом в орбиту ОДКБ с целью общего противостояния террористическим угрозам, исходящим с территории соседнего Афганистана.
28 апреля главы военных ведомств двух стран подписали в Бухаре программу стратегического партнерства в военной области на 2021-2025 годы. Данный документ даст возможность укрепить военное и военно-техническое сотрудничество двух стран. В рамках соглашения оговорены вопросы проведения совместных мероприятий по сохранению военной безопасности в республике и регионе в целом, а также задачи противостояния международному терроризму и усиления военного потенциала армии Узбекистана, в том числе за счет подготовки офицерских кадров.
«Реализация программы позволит придать взаимодействию более системный характер, вывести его на уровень, соответствующий духу наших особых отношений. Такой документ разработан впервые. Предлагаю сегодня его утвердить», – сказал Шойгу 28 апреля на переговорах с министром обороны Узбекистана Баходиром Курбановым в Бухаре.
Для России сейчас чрезвычайно важно поддержать процесс перевооружения самой сильной армии в регионе, усиления её за счет повышения уровня командного состава и обучения нового поколения офицеров.
«Мы можем не только делиться нашим опытом, но и готовить профессионалов. Именно поэтому то количество военных специалистов, которые сегодня учатся в наших учебных заведениях, мы предполагаем увеличить не на проценты, а в разы. Помимо этого, мы готовы рассмотреть и варианты направления преподавателей сюда», – отметил глава российского военного ведомства.
Реклама
Узбекская сторона, оказавшись в непростом положении в ситуации неминуемого краха афганского правительства после скорого вывода войск США и НАТО, также выразила заинтересованность в наращивании сотрудничества и установлении партнерских отношений.
«Мы заинтересованы в дальнейшем углублении двусторонних и многосторонних связей с Россией в плане наполнения нашего стратегического партнёрства и отношений союзничества конкретным практическим содержанием. Наряду с этим хотелось бы подчеркнуть, что Узбекистан также заинтересован в дальнейшем расширении всестороннего сотрудничества с Российской Федерацией в области обороны и обеспечения региональной безопасности», – сказал министр обороны Узбекистана Баходир Курбанов.
Так как геополитическая ситуация резко осложняется, Ташкент просто вынужден будет срочно пересмотреть свои планы оснащения войск современным вооружением в сторону резкого увеличения закупок новейшей продукции у российского ВПК. Поскольку назревает серьезная война с моджахедами, выясняется, что одними байрактарами и спецназом турецких «братушек», предлагающих создать единую армию «Турана», не отобьёшься и нужна помощь именно Москвы.
На данный момент республика по 12 контрактам уже получает из России новые истребители Су-30СМ, ударные вертолеты Ми-35М, радиолокационные комплексы.
Ми-35М, поставляемые Ташкенту.
Еще один крупный контракт обеспечивает поставки российских бронеавтомобилей К53949 «Тайфун». Внутри страны развертывается сборочное производство российских грузовиков «Урал» для нужд армии. Но как видим, этого уже явно недостаточно.
Су-30СМ.
Сергей Шойгу, понимая озабоченность руководства Узбекистана усиливающимися угрозами, в рамках визита в Бухару дал понять, что Россия готова пойти по пути предоставления широкого спектра высокоточного оружия. Более того, он пригласил узбекских коллег «на знаковые мероприятия Минобороны России этого года – Девятую Московскую конференцию по международной безопасности, Международный военно-технический форум «Армия», Армейские международные игры, которые пройдут фактически в одно время».
Таким образом, даже не входя официально в состав ОДКБ, Узбекистан все равно включается в единую систему безопасности и становится в один ряд с другими государствами региона, выступающими против возможной экспансии исламских террористических организаций. Уже сейчас существует договоренность о беспрепятственном использовании воздушного пространства республики, а узбекские военнослужащие принимают участие в совместных учениях с российскими коллегами.
Заключение официальных партнерских отношений означает также то, что Россия перехватывает стратегическую инициативу у США, которые предпринимали значительные усилия в последнее время по перетягиванию Узбекистана на свою сторону и даже объявляли его своим стратегическим партнером в регионе.
Сейчас, после того, как в соседнем Афганистане побеждают различные террористические группировки, созданные ранее при участии тех же западных и американских спецслужб, перспектива укрепления американских позиций в регионе за счет Ташкента явно тускнеет.
На президента Шавката Мирзиёева однозначно негативно повлияло то обстоятельство, что Вашингтон попросту оставляет афганское правительство на съедение исламских экстремистов, которые потом примутся свергать и его самого. В подвешенном состоянии теперь оказывается возводимый «южный» транспортный коридор через Кабул в порты Пакистана, а также все инвестиционные проекты и предприятия, созданные при участии узбекского капитала на севере Афганистана.
Некоторые аналитики правда поспешили заявить, что Узбекистан, подписанием программы стратегического партнерства с Россией, примкнул к «антиталибскому фронту». На самом деле это скорее фронт против «Исламского государства», уйгурских террористов и различных группировок на севере Афганистана, которых сейчас усиленно муштруют и вооружают западные разведки. Очевидно, что в Ташкенте сейчас начинают возобладать здравые силы, понимающие опасность дальнейших геополитических игр с Вашингтоном.
Ведь помимо внешней угрозы проникновения бандформирований из Афганистана в самом Узбекистане, да и в Таджикистане, существует сеть «спящих ячеек» исламских террористов. По сведениям представителей узбекских спецслужб, жертвами пропаганды стали более 8000 граждан республики из числа трудовых мигрантов, которые были завербованы во время пребывания в других странах СНГ. Все они могут стать орудием в руках пантюркистов и религиозных экстремистов.
У всех еще на памяти действия Исламского движения Узбекистана (ИДУ) и ряда северо-афганских группировок, которые прорывались на территорию республики, а также Таджикистана и Киргизии в 1998 – 1999 годах. Не надо забывать, что этих узбекских «оппозиционеров» поддерживала тогда Анкара и нет никаких гарантий, что нынешнее руководство Турции не продолжает финансировать и вооружать террористов из числа этнических узбеков и таджиков для ведения боевых действий в регионе.
Противостоять этой угрозе можно только общими усилиями при участии России как главной военно-политической и стабилизирующей силы в Центральной Азии. Это как раз и донес до руководства Таджикистана и Узбекистана во время своего визита Сергей Шойгу, показав непоколебимую волю Москвы в стремлении обеспечить мир и спокойствие в регионе. Результаты его переговоров заметно укрепили центрально-азиатские рубежи коллективной безопасности, усилили систему ПВО и привели к тому, что Ташкент теперь стал двигаться в правильном стратегическом направлении.
Вообще вся эта история, когда Вашингтон бросил на произвол судьбу своё марионеточное правительство в Кабуле, должна стать жестоким уроком и предупреждением для правящих элит в Душанбе, Ташкенте и Нур-Султане (Целинограде). Ведь с ними американцы могут поступить точно так же, отдавая на растерзание исламистам, которые выполняют в регионе роль организаторов хаоса для дестабилизации границ России и Китая.
Поэтому президентам бывших советских среднеазиатских республик необходимо трижды подумать прежде чем разрешать Пентагону размешать у себя его новые базы и вывозимых военнослужащих НАТО из Афганистана.
«Исламское государство» в Афганистане.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.