Прирастать Арктикой: Как Россия станет №1 на Севере
5 декабря, на встрече с волонтёрами и финалистами конкурса «Доброволец России» президент Путин сообщил, что в следующие десятилетия наша страна будет «прирастать» Арктикой и северными территориями.
Глава государства отметил, что в северных широтах находится более 70% российской территории, поэтому всё, что происходит на Севере, представляет для РФ особую ценность, даже не имея в виду освоение Северного морского пути.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
По мнению президента, развитие этого направления является будущим страны, в том числе, и с точки зрения добычи природных ископаемых, необходимых России.
Если говорить по существу дела, то «прирастание» Арктикой России уже началось с создания военной и гражданской инфраструктуры в районах Крайнего Севера, а с октября этого года за подписью президента вышел Указ об основах государственной политики в Арктике на период до 2035 года. Положения Указа были разработаны специалистами из профильных министерств – Минэнерго, Минфина и Минвостокразвития.
В тексте документа зафиксированы основные интересы России в регионе. В их числе защита суверенитета, сохранение Арктики как территории мира и стабильности, развитие Северного морского пути и обеспечение высокого качества жизни Крайнего Севера.
Задача по обеспечению безопасности этих интересов возложено на арктическую группировку войск и поддержание их боевого потенциала на уровне, гарантирующем решение задач по отражению агрессии против России.
Известно, что «наши западные партнёры» крайне недовольны укреплением позиций России в арктическом регионе, что нашло отражение в разрабатываемых или уже принятых ими арктических стратегиях.
Так, например, в опубликованном недавно МИД Норвегии стратегическом документе «Люди, возможности и интересы Норвегии в Арктике» звучит беспокойство «усилением России агрессивной политики в регионе» и даже «стратегическим вызовом Норвегии, несмотря на то, что российские военные силы не направлены в первую очередь против неё».
Документ вообще содержит много чего интересного, где много говорится о необходимости сотрудничества государств через Арктический совет и Баренц-совет, об экологии, самобытности коренных народов и их культур, однако Россия достаточно чётко обозначена как противник «за незаконные действия на Украине».
Впрочем, в документе сквозит опасение, что Арктика становится полем большой политической игры великих держав, в которой маленькие игроки могут походя пострадать.
В США, как известно, уже начата закладка одного большого ледокола, на очереди ещё два, плюс амбициозный проект строительства арктического порта специально для противодействия России, на что уже добавлено $750 млн к согласованному бюджету Пентагона. Правда, в отличие от Норвегии, планы США на Арктику никакими руководящими документами пока что не оформлены.
Кроме того, в связи с предстоящей ротацией элит в Белом доме наблюдатели ожидают коррекции отношения США к разделу Арктики, поскольку трамписты и глобалисты очень по-разному смотрят на американскую внешнюю политику.
Что касается «прирастания» Арктикой России, то в декабре прошлого года вступили в силу поправки к Кодексу торгового мореплавания, согласно которым за судами под российским флагом закрепляется исключительное право вести морские перевозки углеводородов, добытых на российской территории и погруженных на суда в акватории Северного морского пути, до первого пункта выгрузки или перегрузки.
Это же касается перевозок нефти, природного газа, в том числе СПГ, а также газового конденсата и угля.
Проще говоря, слишком умные бизнесмены России, чьи грузовые суда бороздят моря и океаны под панамскими, греческими и либерийскими флагами, проплывают мимо перевозок минерального сырья и энергоносителей, добытых на российском Крайнем Севере.
Также разработана программа по налоговой стимуляции российских компаний, планирующих вести разработку новых месторождений Крайнего Севера, для СПГ-проектов и добычи природных ископаемых на шельфе.
Арктика рассматривается как перспективная территория для реализации газохимических промышленных проектов. В частности, реализация Ямальского газохимического кластера обеспечит привлечение более 2 трлн рублей инвестиций.
Здесь стоит заметить, что Китай в 2018 году обозначил свои интересы в Арктике и даже вошёл наблюдателем в Арктический союз. И если Норвегия со своей небольшой долей арктического пирога очень интересуется китайскими инвестициями в разработку полезных ископаемых Северной Норвегии (собственное название норвежского Заполярья), то уж России, владеющей основными активами Арктики, мощным ледокольным флотом, инфраструктурой и контролем за Северным морским путем, следует ждать взрывного роста инвестиций.
Примечательно, что Арктикой заинтересовалось даже Министерство цифрового развития России, планирующее организовать в зоне вечной мерзлоты центры обработки данных.
«Прирастание» России Арктикой хорошо заметно в части реализации оборонного потенциала региона. Формирование арктических бригад, база «Трилистник» на одном из островов архипелага Франца-Иосифа, новейшие системы радиолокационного наблюдения за морским и воздушным пространством, специальные арктические вездеходы и зенитно-ракетные комплексы, способные работать в самую лютую стужу.
Если судить по резонансу в иностранной прессе, для многих наблюдателей стало большим нежданчиком десантирование целой бригады при тридцатиградусном морозе. Это событие говорит о том, что Москва, в случае необходимости, может развернуть в течение 48 – 72 часов значительные силы в любой точке Арктики. И не только российской.
По мнению иностранных аналитиков, уже к 2030 году ледокольный флот России будет насчитывать более сотни судов, включая новейшие ледоколы «Арктика» (делают проход во льдах толще трёх метров) и уже строящиеся атомные ледоколы типа «Лидер», способные взламывать арктический лёд и обеспечивать проводку конвоев даже в зимнее время.
Наблюдатели также с интересом следят за реализацией Россией уникальной арктической плавучей научной платформы, которая может стать предвестником военного «хаба», развёрнутого в полярных водах с минимальными затратами. На тот случай, если военно-политическую ситуацию вокруг Арктики начнут искусственно разогревать любители глобального доминирования.
В общем-то, военные эксперты давно отметили, что в Арктике сила будет за той стороной, которая обеспечит надёжные связь и логистику, а не просто будет время от времени обозначать присутствие.
Если учесть этот нюанс, у России, с протяжённостью её арктического побережья в 11 тысяч км, дела уже обстоят неплохо. Осталось только закрепить и развить успех, и даже глобальные конкуренты нас не догонят.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.