Оранжевая революция и Майдан на Украине стали торжеством обывателей. Обывателей, которых бережно лелеяли с момента развала Советского Союза, создавая настоящее темное царство победы мелочности, мещанства… Особое неприятие у апологетов потребительства всегда вызывали борцы за социальную справедливость.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор – Киев» в Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
Необычайно ярко эта ненависть проявилась на примере Николая Щорса. Не было ни одного факта из биографии начальника 44-й стрелковой дивизии, состоящей из четырех полков, не было ни одного момента, которого не пытались бы оспорить «разрушители исторических мифов» с начала 1990-х гг.
Изготовление памятника Николаю Щорсу. Установлен в Киеве на бульваре Шевченко
Реклама
Николай Щорс в 1917-ом.
Эта ненависть неслучайна. Она вызвана, тем, что Щорс для обывателей-филистеров – абсолютно чужд. Националистические мещане органически неспособны понять душевный подъём романтиков революции, на волне которого Украина не только уцелела в бурях гражданской войны, но и нашла в себе силы для мощнейшего индустриального рывка в 1930-х гг.
А знаете, каким он парнем был?
С выходом в 1939 году одноименного фильма Александра Довженко Щорс превратился в фольклорного персонажа, вызвав по всему Советскому Союзу настоящую щорсоманию. Его именем называли улицы, колхозы, населенные пункты. А это самая высокая похвала художнику, намного выше, чем вручение самой престижной в то время Сталинской премии первой степени.
Николай Щорс и Василий Боженко. Кадры из фильма Александра Довженко.
Николай Щорс и Василий Боженко
Общеизвестно, что уроженец затерянного в Полесских лесах пристанционного городка Сновск, который позже назовут его именем, после службы в царской армии и залеченной тяжелой «окопной» чахотки, подпоручик с фельдшерским образованием Николай Щорс объявился в городке Унеча, находящемся в нейтральной зоне между Россией и Украиной, и начал формировать воинское соединение имени «товарища Ивана Богуна», казацкого полковника и сподвижника Богдана Хмельницкого.
Менее чем через год Щорс стал командиром дивизии, триумфально вступив в Киев. Константин Паустовский так пишет о богунцах: «То были простодушные и весёлые, но отчаянно смелые парни. Они принесли с собой запах пороха, красные знамёна, простреленные в боях, удалые песни и беззаветную свою преданность революции. Они пришли и исчезли, но долго над городом шумел, не затихая, ветер революционной романтики и заставлял радостно улыбаться привыкших ко всему киевлян».
Кто бы что ни говорил сегодня о Николае Щорсе, но он удостоился самой главной, самой высокой награды, которой только может быть награжден командир. За проявленные храбрость и мужество при освобождении Чернигова его собственные солдаты поднесли ему наградную ленту.
Щорс отличался личной храбростью в боях. Кадры из фильма Александра Довженко
Паустовский вспоминает: «Я впервые услышал о Щорсе от бойцов-богунцев. Услышал восторженные рассказы об этом непреклонном, неслыханно смелом и талантливом командире. Помню, что больше всего меня в то время поразила преданная, почти детская любовь к Щорсу. В глазах бойцов в нем воплотились все лучшие качества полководца -твёрдость, находчивость, справедливость, любовь к простому человеку и никогда не иссякавший в нём, если можно так выразиться, трезвый романтизм».
Иосиф Сталин, вручая в 1935 году очередную награду Александру Довженко, высказал пожелание, чтобы знаменитый режиссер снял фильм об украинском Чапаеве. Картину о герое гражданской войны, погибшем на Урале, вождь очень любил и часто смотрел.
– Вы Щорса знаете? – спросил он у Довженка. Довженко Щорса знал. В 1919 году он преподавал в житомирской школе красных командиров, основанной Щорсом. Но на создание фильма было потрачено более четырех лет и собран целый архив (к сожалению, утраченный).
В фильме столько творческих находок, поэтических метафор, и, в то же время, правды о гражданской войне, что он актуален и для нас.
Орда или славное войско
Написанные в Канаде, Германии и США учебники по истории Украины утверждают, что войска Петлюры выбила из Городни, Чернигова, Нежина, Козельца, Киева, «красная орда полудиких красноармейцев».
Дмитрий Петровский, свидетель и участник тех событий, в «Повести о полках Богунском и Таращанском» вспоминает, что в нейтральной зоне между Украиной и Россией собирались главным образом уроженцы Украины.
После того, как под Таращей потерпело поражение народное стихийное восстание против германских оккупантов, поднятое раньше срока, «батька» Боженко повел уцелевший отряд в Унечу. По дороге ночью к рогам волов привязывали и зажигали свечи, и крестьяне с попутных сёл добавляли к этому стаду свою лепту. Такие огни использовались крестьянами как знак народного восстания ещё со времен Хмельниччины…
Кадры из фильма «Щорс»
Самих Боженка и Щорса Петровский сравнивает с былинными богатырями Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем. Внешне они действительно походили на персонажей картины Васнецова. Оба бородаты, серьезны, Боженко старше, кряжист, Николай Щорс подтянут, с горящими глазами, всегда смотрит вперед…
В отрядах воевали не только тёмные крестьяне. В бою при взятии Чернигова бывший учитель Хохуда из Носовки, знаток «Тараса Бульбы» Н. Гоголя,приговаривает: «И вылетела вон его собачья душа из нечистого тела!..».
Выпускали газету. В одном из номеров Щорс, Боженко и другие “батьки” червоных казаков подписались как «отаманы» под «письмом Петлюре» написанном в подражание знаменитого письма запорожцев турецкому султану.
Заседание Директории из фильма «Щорс». Довженко не пожалел сарказма для изображения заклятого врага Щорса – Симона Петлюры (крайний слева)
Солдаты Украинской повстанческой дивизии Щорса пишут письмо пану-гетману Петлюре
Украинские повстанцы-щорсовцы так писали «собаке-Петлюре»:
«Мы, таращанцы, богунцы и другие украинцы, казаки, красноармейцы, получили твое похабное воззвание.
Как встарь запорожцы турецкому султану, так и мы тебе отвечаем.
Был у нас гетман Скоропадский, сидел на немецких штыках, згинул, проклятый.
Новый пан гетман объявился — Петлюра. Продал галицийских бедных селян польским панам, заключил с панами-помещиками мир. Продал Украину французским, греческим, румынским щукам, пошел с ними против нас — трудовых бедняков Украины.
Продал мать-родину, продал бедный народ. Скажи, Иуда, за сколько грошей продал ты Украину?…
Мы, сыны ее, бедные труженики, голову сложим, а ее защитим, чтобы расцвела на ее вольной земле рожь, на свободе сжата была вольным крестьянством на свою пользу, а не жадным грабителям, кровососам, кулакам, помещикам.
Да, мы братья русским рабочим и крестьянству, как и братья всем, кто борется за освобождение трудящихся.
Твои же братья — польские шляхтичи, украинские живоглоты — кулаки, царские генералы, французские буржуи…»
Текст письма распространялся массовым тиражом
Честь называться Богунским полком отстаивалась в боях, а воинские соединения, которыми командовал Щорс, будь то отряд, полк или дивизия, были самыми дисциплинированными в Красной Армии. Не красная орда шла на Петлюру. Сам дух народный, настоящий украинский, и память о казацкой славе воспротивились польским и австрийским выдумкам про племя укров, тризуб, желто-блакиные флаги…
Смерть героев
Довженко изображает в фильме «Щорс» две смерти: батька Боженко и немецкого генерала. Оба умирают в воздухе: немец на штыках, Боженко на руках у товарищей.
30 августа 1919 года пуля настигла Николая Щорса. За короткий промежуток времени, чуть более месяца, Красная Армия потеряла пять легендарных командиров. 21 августа умер “батько” Василий Назарович Боженко, командир таращанцев. 11 августа погиб Тимофей Викторович Черняк, командир еще одного полка, Новгород-Северского,44 Киевской (названа в честь взятия Киева) дивизии, которой командовал Николай Щорс. 5 сентября на Урале погибнет легендарный комдив Василий Иванович Чапаев.
А на Полтавщине 31 июля не стало еще одного организатора повстанческих отрядов, комбрига Антона Саввича Шария, который взял себе псевдоним Богунский.
В периоды смуты и гражданских войн много происходит событий, правды о которых мы никогда не узнаем. Например, не узнаем,кто убил Алексея Мозгового…
Однако смерть этих по-настоящему народных героев что-то меняет в свидетелях этой трагедии. После того, как стало известно о смерти Боженко, бойцы поднялись в атаку против превосходящих сил Украинской Галицкой Армии, отлично обученных и лучше вооруженных. В плен в тот день никого не брали.
Сейчас это село на Житомирщине носит название Щорсовка. Память о таких героях в самые критические моменты судьбы народа придает ему сил.
Александр Довженко финальную батальную сцену в фильме «Щорс» снял на фоне огромной картины с изображением Ивана Богуна. Кинохудожник создал у зрителя впечатление, что вместе со Щорсом рубится с поляками и Богун…
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.