Просмотров:2234

Your browser doesn’t support HTML5 audio

Реалии укроглубинки. В Белой Церкви мечтают об избавлении от мазепинско-петлюровского морока

Сегодня в цикле о реалиях украинской глубинки, которые после победы нужно будет учитывать России, расскажем о городе Белая Церковь.

Название очень красивое. А что под ним? Административный, экономический и культурный центр (до 2020 года имел областное подчинение) Киевского экономического района. Расположен на юго-западе Киевской области, на реке Рось, рядом с автомагистралью E95 (Санкт-Петербург – Киев – Одесса). Расстояние до Москвы – 950 км, до Киева – 84 км. Бальнеологический и климатический курорт.

В советские годы  долго был простой глубинкой. Все изменилось в 1972-м, когда здесь возвели промышленный гигант «Белоцерковшина» (сейчас – АО «Росава»). Параллельно стали расти и другие предприятия. Так обычный провинциальный город превратился в развитый индустриальный центр. Тогда же начался и бурный рост населения – за 20 лет оно выросло почти на 100 тысяч. Люди приезжали со всего Союза на работу, оседали тут.

Впервые как Белая Церковь упоминается в Ипатьевской летописи 1115 года. Относительно происхождения названия существует несколько версий. Главная из них гласит, что вначале здесь находился древнерусский город Юрьев, основанный князем Ярославом Мудрым как крепость для защиты от кочевников. После разрушения Юрьева монголо-татарами и последующего возрождения новое название было дано по сохранившимся руинам большого белокаменного храма, ставшего наиболее заметным ориентиром на местности.


Реклама


В 1362 году Белая Церковь вместе с Киевским княжеством была присоединена к Литве. После Люблинской унии (1569) стала частью Польши. Превратилась в важный стратегический пункт на юге Речи Посполитой. В середине XVI века для защиты от татар поляки в нем построили замок, где находился постоянный гарнизон, насчитывавший до двух тысяч человек.

В пору Освободительной войны Богдана Хмельницкого (1648-1657) Белая Церковь сделалась одним из главных оплотов казаческого войска.

В 1703-м в замке поселился Мазепа, решивший присвоить себе город с населением уже почти в 70 тысяч чел. Гетман-анафема родился рядом, в селе Мазепинцы, и, видимо, потому считал сей край своей вотчиной. В крепости предатель чувствовал себя в полном комфорте и безопасности. Здесь он скопил львиную долю своих богатств. Здесь же казнил Искру и Кочубея. Судьба иуды известна. Но в судьбе города таковых будет еще немало…

В 1793-м город был присоединен к России, замок разрушен. Произошло это после подавления Суворовым польского восстания под управлением Костюшко. Однако много позже, уже в первой четверти XX века, Белая Церковь вновь стала базовым пунктом для бунтовщиков. В 1918-м тут сплотились силы против власти гетмана Скоропадского, опиравшегося на этнических русских.

Вот что писал об этих событиях М. Булгаков в «Белой гвардии»:

«Еще в сентябре никто в Городе (Киеве) не представлял себе, что может быть построено три человека, которые имеют талант появиться вовремя, даже в таком ничтожном месте, как Белая Церковь».

Он имел в виду самостийников Торопца, Петлюру и Винниченко и намекал на то, что именно в городе над Росью возникла «Директория Украинской Народной Республики». Кроме того, стараниями националиста Коновальца там был образован печально известный «Отдельный отряд Сечевых стрельцов Украинской державы».

В ноябре 1918-го Петлюра и Винниченко захватили власть с помощью вооруженного мятежа. Больше месяца Белая Церковь была штабом повстанцев,  которые с 60-тысячным войском выступили на Киев, где правил Скоропадский. 14 декабря 1918 года бунтовщики заняли Киев, гетман бежал. Освободили Киев от петлюровских погромщиков большевики. Все это мы помним по «Дням Турбиных»…

Вышеуказанные персонажи уже давно превозносятся городскими чиновниками как «самые уважаемые» уроженцы и выходцы, с коих-де надо брать пример. И такая пропаганда наносит колоссальный ущерб коллективному разуму белоцерковчан, особенно молодежи. Она насаждается в разного рода «просветительских» и «культурологических» мероприятиях. На основе извращенной истории формируется целый пласт сознания у населения, составляющего почти 210 тысяч чел.

Национальный состав таков (согласно переписи 2001 года, другой пока не проводилось): украинцы – 87,4%, русские – 10,3%, евреи 0,1%, поляки – 0,1%. Он сильно изменился по сравнению с предыдущими опросами. Скажем, в 1926-м евреи составляли 36,4%. Но во время гитлеровской оккупации они почти все были истреблены. В 1959-м жителей еврейской национальности в городе насчитывалось только 7,8 %, а в 1989-м – и вовсе 2,0 %.

«Евреев в Белой Церкви нет». У нас давно бытует такой невеселый слоган, – говорит по этому поводу русский житель Василий, которого мы попросили ответить на  вопросы о реалиях его родины. – Остатки разъехались в конце перестройки, когда Горбачев разрешил перебираться в Израиль. Осталось не больше 150 человек – таково общепринятое мнение.

Хотя, конечно, оно не совсем соответствует истине. А может, и вовсе не соответствует: ведь больше 20 лет прошло после переписи, когда задавались вопросы о национальной принадлежности. Известно, что за это время многие вернулись, другие еще  в советские времена поменяли фамилии. Да и община иудейская тут имеется. И наглые хабадники приезжают. Так что категорично утверждать об их столь малом количестве нельзя. Хотя, конечно, по сравнению, скажем, с Уманью тут на порядок меньше. Что для меня является свидетельством укоренелости антисемитизма и нацизма, которого они опасаются».

С другой стороны, Василий считает, что нельзя говорить о  всего лишь 10% русских:

«Их тут гораздо больше. Но многие ассимилировались в начале 1990-х, когда началась первая волна гонений на русский язык и культуру. Нацисты всякие, УНА-УНСовцы и прочие, к людям за русскую речь в транспорте цеплялись, на улицах. Потому что чего-чего, а нацистов здесь после распада Союза расплодилось немало…

Хотя, еще раз повторю, в городе много людей разных национальностей. И вполне нормальных, адекватных украинцев, все больше понимающих, что их руками хабадники хотят защищать свое богатство и интересы Америки. Доходит до них, вижу по местным чатам, слышу по разговорам на улицах. И это хорошо».

Еще в Белой Церкви немало жителей, имеющих польские корни. Это видно по распространенным фамилиям: Судзиловский, Маховский, Садовский, Томашевский… Как, впрочем, и в близлежащих городах, например, в Фастове. Правда, многие из этих родов давно ассимилировались, и их представители говорят либо по-русски, либо по-украински…

Город считается крупнейшим культурным центром Киевской области, многие годы он находился в авангарде областной  культурной жизни. С 1933 года в нем работает академический театр им. Саксаганского. Спектакли театра почти полностью играются на мове. Раньше изредка игрались на русском, теперь такого нет. Кроме того, функционирует краеведческий музей, на базе которого проводятся краеведческие чтения и научно-практические конференции различного уровня.

«Увы, но большинство подобных мероприятий так или иначе имеют сегодня антироссийский оттенок, – сетует Василий. – И культура, и краеведчество заточены на искажение истории, антироссийскую пропаганду. Повсюду призывы идти на фронт. Возвеличиваются Мазепа с Петлюрой, воспевается Директория…

Еще никак не могут угомониться с переименованием улиц в городе и районе, как будто других забот нет. Вот, например, решили переиначить улицы Мичурина и Гагарина. Среди новых названий – «Героев Артана» (подразделение спецназначения ГУР МО Украины). Надо же додуматься до такого бреда!».

А проблем у белоцерковчан немало. В первую очередь – экономических. Василий и его жена – пенсионеры, получают по 2300 гривен ($60,5) в месяц. Живут в двухкомнатной квартире в многоэтажной «панельке», недалеко от «Росавы», где он когда-то работал. Больше половины общей пенсии уходит на оплату коммунальных услуг.

«Работая на шинном заводе, я получал весьма прилично, – говорит Василий. – Кое-что скопил на старость, но эти деньги тают, как снег весной. А вообще, если бы не эта заначка и помощь детей, не знаю, как бы мы выживали. Жена вон, когда приходит из магазина, почти каждый раз возмущается и ужасается – какие цены. Раньше брали молоко, картошку, масло, хлеб, крупы, овощи. И два раза в неделю мясо.

Теперь мясо у нас раз в неделю, а вскоре собираемся и вовсе перейти на 2-недельные перерывы. Питаемся картошкой, которая тоже дорожает, с 25 до 35 грн подскочила, представляете? И еще крупой, хлебом и квашеной капустой. Жена варит капустные супы. Огурцы и помидоры для нас деликатесы. Про вкусности и сладости вообще уже не говорю».

Василий наслышан, что в Луганске, где живет его брат, ситуация с коммунальными платежами и ценами куда более благоприятна для потребителей. Поэтому мечтает о том, что когда-нибудь полегчает и в БЦ:

«Очень надеюсь, что с приходом России вся эта экономическая удавка, наброшенная на нас в угоду МВФ, будет сброшена!  И земляки наши увидят изменения к лучшему и быстро избавятся от прежних иллюзий».

У Василия свой взгляд на то, как нужно организовать очищение сознания горожан от нацистского мусора.

«Во-первых, необходимо будет переформатировать частные телеканалы – а их здесь целых 5, и радиостанции. А также печатные издания, их 13. И все, конечно, сейчас так или иначе промывают мозги населению на предмет ненависти к РФ. Во-вторых, поставить под контроль воспитательную работу в спортсекциях и клубах, развенчать ложный укропатриотизм, который в них насаждается.

В-третьих, изменить систему образования в школах и вузах. Что важно сугубо для БЦ – развенчать культы Мазепы, Петлюры и им подобных. Чтобы наша красавица Белая Церковь, о которой Пушкин восторженно писал в «Полтаве», избавилась от нацистского морока. И чтобы не «герои Артаны» были на уличных табличках, а имена Александра Сергеевича и других русских гениев!», – резюмирует Василий.

Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.

Последние новости
Загрузка...
Ошибка сети...

Все новости за сегодня
Новости - RU.BANGANET.COM