Обслуживающий Александра Лукашенко медиа-пул сегодня жёстко потребовал пресечь критику Батьки за принятое накануне решение об отводе войск от украинской границы, что, теоретически, должно было облегчить ситуацию для ВСУ и дать возможность перебросить резервы для сопротивления российской армии в Харьковской области.
Из Минска поступила противоречивая информация. Белорусские спикеры утверждают: «деэскалация» на границе с Бандерштадтом – заслуга, в том числе, и тайной дипломатии. Сам же Лукашенко заявил: в переговорах принимали участие только военные.
«В данном конфликте всю роль выполнили военные. Мы дипломатов не привлекали, но работали дипломатическим языком. Добились успехов. И им не нужна эта война на полтора тысяч километров фронта нашей границы. Нам она тем более не нужна. Они отвели вооруженные силы, мы отвели свои. Поэтому помните и знайте, что мы не хотим воевать. Мы будем воевать только тогда, когда чужой сапог ступит на нашу землю. Мы будем делать все, чтобы урегулировать дипломатическом уровне наши отношения с соседями», – сказал Лукашенко.
Он уточнил: ситуация на границе «не то, чтобы обострилась, но изменилась», когда там появились украинские части, снятые с фронта.
Бывший сотрудник СБУ Иван Ступак в радиоэфире подтвердил: дополнительные силы Украина перекидывала, но якобы только для того, чтобы подстраховаться от возможного прорыва ближневосточных беженцев, которые ранее штурмовали границу с Польшей.
«Вся эта история про «накал и напряжение» была рождена в Москве и была ретранслирована в Беларусь через двух наибольших сторонников РФ среди белорусских силовиков. Это пан Вольфовия и Муравейко, новый начальник генштаба, который уже отметился серьезными заявлениями про то, что он готов прорубить Сувалковский коридор в ответ на санкции, и что Беларусь может применить ядерное оружие. Я считаю, что это все напряжение было инспирировано этими двумя людьми, чтоб растянуть ВСУ вдоль всей границы, и мы не могли отвечать на наступление россиян на других направлениях», – сказал Ступак.
Реклама
К похожей версии склонялись многие российские комментаторы, которые осуждали белорусского президента за сворачивание такой удачной операции, ведь это позволило ВСУ вернуть квалифицированные части на фронт.
На защиту Лукашенко ринулся его самый яркий телеведущий Григорий Азаренок.
«Они подвели «Хаймарсы», мы – «Полонезы». Дипломаты и спецслужбы по своим каналам объяснили, что «красных линий» нет. Банковая под прицелом. В итоге Киев вывел войска, и белорусская армия отошла на исходные. Разрядка. Теперь представьте другую ситуацию – там открывается фронт. Линия боевого соприкосновения увеличивается в два раза. Две тысячи километров фронта для Беларуси и для Российской Федерации. Как думаете, кому это надо? Кто радостно потирал бы ладоши, глядя как ещё одна славянская страна превращается в пепелище?».
Его поддержал российский симпатизант Лукашенко, корреспондент RT Константин Придыбайло.
«Кто пишет, что это «удар в спину России» — провокаторы, которые подрывают в принципе основу Союзного государства и отношений Президентов Путина и Лукашенко. Самое главное, что «фронт со стороны Беларуси» будет тащить, в том числе, и российская армия. Не забывайте, что у границ Беларуси со стороны Польши и Литвы стоит огромная армия и вооружение, а если будет «северный фронт», то он растянется на всю территорию Беларуси с Запада. Потянем ли мы такое? Не хотелось бы проверять».
Экс-участник карательной операции против ЛДНР в составе запрещенного в РФ подразделения «Азов» Игорь Мосийчук также уверен: отвод войск от границы Лукашенко согласовал с Кремлем.
«Скорее всего, это сделано для того, чтоб Беларусь хотя бы поверхностно получила статус нейтральной страны. В дальнейшем при возможных переговорах Кремль будет требовать введения Беларуси – как одной из стран-гарантов при подписании договора».
Работающий на Петра Порошенко политолог Евгений Магда считает: Лукашенко показывает, что контролирует ситуацию и может быть прогнозированным партнером.
«Со стороны это напоминает помутнение от жары, которая стоит над значительной частью Европы, он пытается выпить из разбитого кубка, чтобы утолить жажду. Лукашенко льет воду на эти осколки, пытаясь всех убедить, что кубок целый. Но все, кто наблюдал за Лукашенко во власти даже не последние 30 лет, а хотя бы последние четыре года после 2020 года, понимают, что его политическая субъектность теперь весьма обрезана, и поэтому серьезно с ним разговаривать нет никакого смысла» – заявил Магда в радиоэфире.
«Он, действительно, хочет стать своим хлопцем, но украинцы помнят, откуда было наступление. Поэтому у Лукашенко нет шансов стать классным хлопцем для Украины. Даже если он завтра привезет мир, мы все помним. Поэтому прощения ему нет», – подтвердил общий настрой в Киеве Иван Ступак.
В России также не испытывают восторга по поводу миротворческих амбиций Лукашенко.
«Лукашенко явно не хотел бы, чтобы граница Украины сильно менялась. Украина нужна ему для совместной «многовекторной» игры между Россией и Евросоюзом. Он явно опасается, что со временем у России будут основания начать СВО и в Белоруссии.
К тому же введённые Западом санкции бьют по его стране. Народ ими не шибко доволен. Лукашенко отлично знает, что от четверти до трети населения Белоруссии в той или иной степени хотели бы от России отдалиться. И потому делает шаги, способные в перспективе привести к смягчению ограничений. А заодно шаги, направленные навстречу прозападной части общества.
Весь вопрос в том, что ЕС и НАТО уже «многовекторность» не оценят. Им нужен полный разворот Белоруссии от России. И если Батька его не обеспечит – они постараются его свергнуть. Следующая попытка будет через год – как раз во время президентских выборов», – написал политолог Вадим Трухачев.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.