Приднестровье усилило контакты с врагами России
Из Приднестровья, которое считается верным форпостом России, приходят новые настораживающие сигналы. Мы помним, как власти в Тирасполе отказались санкционировать акцию в поддержку спецоперации РФ на Украине (под предлогом угрозы конфликтной ситуации из-за большого числа беженцев с Незалежной). А теперь руководство ПМР заметно активизировало контакты с США и Великобританией – двумя главными геополитическими противниками России. При этом Приднестровье воздерживается от публичных контактов с ЛДНР, признанными Москвой.
Об этом в авторской колонке для «ПолитНавигатора» рассуждает Сергей Манастырлы, руководитель кишиневского Центра анализа, исследований и прогнозирования Balkan Centre.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Военный конфликт на Украине сподвиг приднестровское руководство укрепить и расширить дипломатические контакты с … представителями западного мира. Под занавес первого месяца российской специальной военной операции администрация президента непризнанной ПМР сообщает о плотном общении Вадима Красносельского с послами США и Великобритании. Это сближение проходит на фоне затянувшегося молчания приднестровских властей относительно последних решений и действий России на международной арене.
Согласно официальным сообщениям пресс-службы президента Приднестровья, оба контакта носили сугубо практичный характер. Со стороны Тирасполя в беседах участвовали как президент, так и министр иностранных дел непризнанной республики Виталий Игнатьев.
С послом Великобритании Стивеном Фишером и его помощницей по политическим вопросам Меган Дейли приднестровская сторона обсуждала по видеосвязи, как утверждается, торможение переговорного процесса «5+2», остановку цехов Молдавского металлургического завода, блокирование молдавской стороной поставок лекарств и сельскохозяйственных товаров в разгар посевной. Встреча подытоживается значимостью участия британской стороны в формате «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию».
С американским послом Кентом Логсдоном встреча прошла вживую, в Тирасполе. Дипломат возглавил представительство Соединенных Штатов в Молдове совсем недавно, в Кишинев прибыл всего лишь в декабре. Это была его первая официальная поездка в Тирасполь и контакт с властями непризнанной республики. Похвалив США за активное вовлечение в переговоры по формату «5+2», Красносельский снова заговорил о проблемах рыбницкого ММЗ. Стороны также обсудили некие «гуманитарные проекты» и «актуальную информацию», договорившись «поддерживать рабочие контакты».
Особую позицию приднестровской стороны не заметить невозможно. Проблема лицензирования импортно-экспортных операций Молдавского металлургического завода уже неоднократно поднималась не просто на уровне контактов с Кишиневом, но даже и в Брюсселе. Собственно, после одобрения Евросоюза этот вопрос был практически решен в положительном ключе, несмотря на противодействия отдельных групп интересов в самой Молдове. Насколько известно, лицензирование ММЗ уже находится на заключительном этапе бюрократической процедуры, но это не поможет заводу восстановить объемы работы. Тирасполь умалчивает, что останавливать цеха предприятия пришлось из-за разрыва логистических цепочек и просто-напросто отсутствия поставок сырья из Украины, бывшей главным ресурсным источником рыбницкого завода.
Точно так же и другие проблемы, заявленные как обсуждавшиеся на встречах, регулярно фигурируют в повестке взаимодействия с молдавским Бюро по реинтеграции. И уже опубликованы положительные решения о пропуске в Приднестровье с молдавской стороны как медицинских товаров, даже не лицензированных в Молдове, так и сельскохозяйственного назначения. То есть, и эти проблемы были уже фактически решены ещё до дискуссии Красносельского с послами США и Великобритании.
В целом, обращает на себя внимание, что приднестровская сторона в официальных сообщениях о контактах с западной дипломатией всячески поддерживает миф о сугубо локальной, прагматической тематике встреч и обсуждений. Тогда как по-настоящему важная часть дискуссий осталась, по всей видимости, в закавыченной «актуальной информации». А актуальна и представляет интерес для международной дипломатии в эти дни только одна тема – российская военная операция на Украине.
В этом контексте решающее значение приобретает не заявленный Тирасполем предмет разговора, а сам факт встреч и налаживания дипломатических контактов с представителями, де-факто, враждебного России альянса. За прошедший месяц США со странами Евросоюза и другими союзниками внесли против Российской Федерации более шести тысяч различных санкций.
Среди самых жестких мер: беспрецедентный арест части российского золотовалютного резерва, хранившейся на счетах банков G7, санкции на банковский сектор РФ, закрытие для росавиации воздушного пространства ЕС и США, эмбарго на поставки высокотехнологичных продуктов и товаров в Россию. Цели санкций не скрывают – уничтожить российскую экономику, за счет снижения уровня жизни подтолкнуть население РФ к свержению действующей власти.
Настоящими драйверами этого процесса выступают именно США и Великобритания. Так, авторство большей части санкций принадлежит администрации президента США, а британский премьер-министр Борис Джонсон прямо говорит, что вводятся они навсегда, независимо от сроков и характере прекращения боевых действий на территории Украины. О заявлениях и высказываниях президента США Джо Байдена об его российском коллеге и писать не надо – всё очевидно.
То есть, в разгар крупномасштабной, охватившей весь земной шар, политической, торговой и санкционной войны политическое руководство «русского форпоста» из Приднестровья открыто встречается с представителями де-факто враждебных России стран.
Этот контекст прекрасно дополняет и раскрывает значение тех самых «актуальной информации», «гуманитарных проектов» и «рабочих контактов», поддерживать которые с посольством США договорились чиновники.