Одессу лишают памяти: Исправит ли «новая» власть старые ошибки?
Сегодня уже сложно сказать, когда в Одессе началась борьба с памятниками прошлого. Точно известно одно: началось это и, увы, стало возможным после так называемой «революции гидности».
Еще каких-то 6-7 лет назад Одесса была на одном из первых мест, по крайней мере на Украине, по количеству памятных артефактов, связанных с маршалом Жуковым. Большой проспект Маршала Жукова соединял район Черемушки с окраиной города. На фасадах трех домов красовались мемориальные доски, уже не говоря о том, что бюсты и фотографии Маршала Победы были в музеях разного формата. Постепенно, сначала робко, потом смелее и наглее, так называемые национал-патриоты (они же – борцы с историческим прошлым) «законно» стали уничтожать эту память.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Началось с того, что была попросту разбита гранитная доска на доме где жил маршал, на 23-м доме улицы Дворянской.
Чуть больше года назад уже как бы на законном основании была демонтирована прекрасная мемориальная доска с барельефом Жукова на здании Южного оперативного командования по улице Канатной. Разрешение на демонтаж дали в штабе командования, а руководство города попросту открестилось от доски, мол, она на балансе военных, пусть они и решают. Уже потом юристы, которые не поддерживают нынешний режим Украины, выяснили, что военные не имели никакого права давать разрешение на демонтаж. Но было поздно. Ломать – не строить; сносить легко, тем более, то, что, по мнению националистов, подлежит декоммунизации.
Третий жуковский артефакт сначала был облит красной краской, а потом и вовсе демонтирован. Находился барельеф в честь Жукова на здании по ул. Новосельского, 64, принадлежащем Одесскому университету имени И.И. Мечникова. После сноса стало известно, что разрешение на этот акт дал тогдашний ректор И.Н. Коваль. Точнее, не давал, просто не стал запрещать, мотивируя тем, что барельеф не находится на балансе университета. Но, позвольте, даже если он и не на балансе, кому принадлежит стена здания? Не университету ли? В любом случае, руководитель огромного коллектива преподавателей и студентов мог придумать способ, как отстоять произведение искусства и часть одесской истории. Не захотел? Не позволили? Угрожали? Все может быть. Но, думается, этот «героический» поступок нашел достойную оценку в стольном Киев-граде. Сегодня, с подачи самого пана Зеленского, Игорь Николаевич Коваль – секретарь Одесского горсовета, по сути – второй человек в городе.
Безусловно, эту должность отвели профессору-политологу не только, а, может, и не столько за то молчание, хотя не сложно понять, что если бы он не молчал, то его судьба сложилась бы по-другому.
Не выступил на защиту памяти о Жукове и Сергей Гриневецкий, почетный гражданин Одессы и Одесской области, занявший недавно, повторно, должность председателя Одесской облгосадминистрации, также являющийся другом Игоря Коваля, и его коллегой по комсомольской работе во времена СССР.
В дни и часы, когда сносили барельефы на улицах Канатной и Новосельского, в их защиту вышли одесситы, среди которых из представителей власти или каких-либо влиятельных людей был лишь депутат Одесского горсовета Богдан Гиганов.
Уничтожением памяти о маршале Жукове и следов его пребывания в городе, война с памятниками и памятными местами, конечно же, не заканчивается. Это всего лишь самый яркий и кричащий факт, на который нельзя было не обратить внимание.
Однако за последнее время с фасадов домов исчезли мемориальные доски в память об учебе в Одессе академика, дважды Героя Советского Союза С.П. Королева (улица Мечникова); об академике М.А. Ясиновском, участнике Великой Отечественной войны, главном терапевте Черноморского флота (на улице, носящей его имя). Кстати, по неподтвержденным данным, Михаил Александрович лечил маршала Жукова в бытность того командующим войсками Одесского военного округа.
Так постепенно «теряются» мемориальные доски, названия улиц, в честь защитников и освободителей города, в честь людей, которые его прославили в разных областях жизни. А взамен одесситы получают названия, мягко говоря, нелепые. Самым глупым, если не предательским по отношению к памяти о настоящих героях, стало переименование переулка носящего имя защитника Одессы, полковника Н.В. Богданова в … Вильгельма Габсбурга! Само по себе упоминание Габсбургов связано с тем, что они десятками лет были хозяевами многих территорий, которые принадлежат сегодня Украине.
Представитель австрийского монаршего дома Вильгельм Габсбург получил шутливое прозвище «Васыль Вышиваный», когда надел вышиванку, которую тогда носили жители Западной Украины. Ну а имя «Вильгельм» созвучно имени Васыль. Так и появился Васыль Вышиваный. Кроме того, что в 1930-х годах он поддерживал связи с махровыми националистами Коновальцем и Мельником, он был претендентом на украинский престол – ни много, ни мало! Выходит, тот, кто якобы сражался за «самостийную» Украину, по факту боролся за благополучие своё и дома Габсбургов в целом.
Вильгельм Габсбург, он же Васыль Вышиваный.
Но и тут еще не финал. В годы Второй мировой войны он вел переговоры с французской разведкой по поводу возможной помощи Парижа в финансировании УПА. Не вдаваясь в подробности, только обратим внимание на лицемерие французской стороны. Хотя удивляться не стоит. Францией тогда руководил марионеточный режим Петэна. А сегодняшняя Пятая республика активно участвует в поддержке тех же националистов, хотя и узаконенных: стоит почитать то, что пишет посол Франции в Киеве Этьен де Понсен.
Напомню, что массовое переименование улиц, переулков и скверов состоялось в дни, когда губернатором области был бывший президент Грузии Михаил Саакашвили, заезжий гастролер, ничего не сведущий об Одессе, её характере, культуре, традициях. Возражать Саакашвили городские власти не стали, а те простые граждане, кто противился этому, зачислялись в «агенты Кремля» либо удостаивались прихода с обыском сотрудников СБУ.
Уже в наши дни, накануне выборов в органы местного самоуправления городской голова Труханов обещал вернуться к возвращению некоторым улицам прежних названий. Речь шла о проспекте Маршала Жукова и улице 25-й Чапаевской дивизии. Однако прошедшие 2 сессии горсовета нового созыва прошли в обсуждении только вопросов организационного и финансового характера.
Как говорится, обещать, не значит – жениться. Скорее всего, пришедший третий раз на свою должность господин Труханов, бывший, по его же признанию, капитан Советской армии, забудет о данном обещании. А найдется ли кто-нибудь из депутатов, чтобы напомнить? Время покажет, а пока что националисты не унимаются и изобретают все новые поводы, чтобы отнять у Одессы ее память, запечатленную в бюстах, мемориальных досках, названиях улиц.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.