Извечное булгаковское «Покупайте красных комиссаров — не бьются, не ломаются, только кувыркаются» воплощается на Украине в жизнь.
Достаточно почитать легендарную биографию губернатора Одесской области Сергея Гриневецкого: 25 лет — 1-й секретарь райкома комсомола, 29 лет — 1-й секретарь обкома комсомола, 33 года — 1-й секретарь райкома компартии (и это в сильном сокращении — по данным Википедии там и вовсе фильм «Светлый путь» вырисовывается).
Стремительный и заслуженный взлет верного ленинца вымостил Гриневецкому красную ковровую дорожку вверх по карьерной лестнице — уже в середине 90-х он стал руководителем секретариата Одесского облсовета, затем целых семь лет был губернатором области; до поры-до времени и в народные депутаты избирался не раз. Можно даже было подумать, что приличный человек. Кстати, и в публичном сжигании партбилета, как модно, замечен не был. И на майдане не скакал (или делал это незаметно). Однако после революционных событий 2014 года был люстрирован согласно закону «Об очищении власти».
По части же декоммунизации — Гриневецкий вообще хрестоматийный экспонат. По идее, его Фарион как учебное пособие в своей передаче «Ген українців» должна показывать и по-шекспировски восклицать «Цэ жах!». А патриоты должны составить по жизнеописанию Гриневецкого методичку — вот, мол, кого первым надлежит не то что в мусорный контейнер засунуть (как они делали с персонами рангом пониже), а на целую «гиляку» повесить, чтобы раскачивался и смешно болтал ножками! Ибо биография его, опять же, как у Булгакова, — «паршивей некуда».
Реклама
Собственно, поэтому и воспринимался Гриневецкий в народе примерно как Николай Азаров или покойный Евгений Кушнарев — дескать, той еще закалки мужики, они бы произвола на Украине не допустили…
И вот представьте, стоит этот «той еще закалки» коммунист Гриневецкий, вновь назначенный губернатором Одесской области, возлагает цветы к памятной доске националистам Ивану и Юрию Липам, и толкает речь:
«Украинская общественность отмечает день памяти героев Крут и чтит молодых борцов за свободу, павших под железнодорожной станцией Круты. Эта битва стала символом героизма и преданности украинскому государству и национальной идее, а ее дата — 29 января 1918 года — днем национальной трагедии, когда украинские юноши-добровольцы выступили в защиту УНР и приняли неравный бой с почти пятитысячной армией».
Только Гриневецкий умалчивает, что армия была большевистская, на победах которой он выстроил свою карьеру. И что юноши в основной массе были не совсем добровольцами, а пушечным мясом, брошенным на погибель трусливыми провокаторами.
А рядом с Гриневецким стоят шариковы — радикалы и декоммунизаторы из института нацпамяти и его местный главарь Сергей Гуцалюк. И тоже толкает речь — по своему, по-птичьи:
«Что касается Одессы, то 29 января большевики подняли восстание против УНР, начали захватывать центр города. Военные, которые оставались верными городу — юнкера одесской школы и одесская гайдамацкая дивизия, состоящая из одесситов и одесситами организованная. Были страшные уличные бои. Военный корабль, который удерживал большевиков, открыл артиллерийский огонь по Одессе, было много разрушений, и пришел приказ с Киева оставить Одессу».
И что, думаете, декоммунизатору с верным ленинцем стоять противно, морды они друг от друга воротят? Ни разу! Напротив, в союзе с Гриневецким Гуцалюк сотоварищи постоянно отчитываются о сносе «уже, наконец, последнего памятника Ленину» в Одесской области (просто после очередного «последнего», они всегда находят еще и еще, и геройски их сносят) — все же экшн какой, а не скучные урожаи с удоями. Управленцу Гриневецкому, конечно, виднее — может, по его личным расчетам, чем меньше памятников, тем газ дешевле, или он хотя бы во все областные села проведен?..
Но как же так получилось? В смысле, вот этот нонсенс — коллаборация коммуниста с фашистами?
Я уже писала, что незадолго до своего назначения губернатором Гриневецкий выиграл суд, доказав, что на него не распространяется люстрационный запрет, предусмотренный законом «Об очищении власти». То есть, в здравом уме и трезвой памяти он признал оккупационный режим и пошел к нему на услужение.
А по поводу упомянутой одесским губернатором национальной идеи, то известный публицист Мирослава Бердник очень кстати опубликовала в своем Фейсбуке пост: «Сегодня день памяти «героев Крут». На фото — один из командиров «героев Крут», который бросил ребят погибать на станции — сотник Аверкий Гончаренко во время службы в дивизии ваффен СС «Галичина». Умер в 1980 году в США».
Собственно, когда погибших под Крутами чтут шариковы из института национальной памяти и прочие радикалы, то никакого диссонанса я тут не вижу. А вот по поводу Гриневецкого есть вопросы — в частности, в плане фантомных болей: а комсомольский значок в сердце не колет, когда он осознает, что преданные украинствующей «элитой» школьники и студенты погибли от рук его идейных вдохновителей? А партбилет дыру в кармане не прожигает от понимания того, что герои Украины — это фашисты СС?
Получается, нет. Потому что ничего не изменилось: представители украинской «элиты» и сейчас (особенно сейчас!) — и есть, как Гриневецкий, предатели.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.