Просмотров:9022

Your browser doesn’t support HTML5 audio

Обрушение скреп. Какие риски несет добровольный уход России со своей территории

Когда сегодня некоторые политобозреватели называют сдачу Херсона крупнейшим военно-политическим поражением РФ с 1991 года, в этом есть известная доля лукавства, смешанного с недосказанностью и недопониманием.

Дело в том, что, хоть это и звучит несколько, гм, непатриотично, сама РФ в ее нынешних границах возникла в том же 1991 году как независимое государство в результате крупнейшего в 20 веке поражения России-СССР и редукции его территории. Для тех, кто забыл, просто напомню, что до 1991 года Москва была столицей другого государства – вдвое большего по территории.

Так что сегодняшние страдания по Херсону выглядят в этом смысле, как плач по волосам, на фоне потерянной головы – сегодня не только Киев, но и Минск и Брест, и Кишинев, и Тбилиси, и Баку, и Ташкент – давно уже, больше тридцати лет – как заграница.

Вместе с тем, вот эта нынешняя запоздалая, во многом бестолковая, рефлексивная и хаотичная попытка задним числом переиграть итоги распада исторической России, вернув хоть что-нибудь из потерянного – сама по себе выглядит почти как чудо на фоне всей предшествовавшей ей постсоветской политики Москвы. Так что, если бы существовал хотя бы один, хоть минимальный шанс вероятности выхода РФ из войны с уже приращенными территориями и установления долговременного мира – можно было бы благодарить Бога и за то, что имеем.

Проблема в том, что таких шансов у России просто нет. Отступая и ужимаясь, она лишь раззадоривает противника, делает ему приглашающие жесты – продолжать начатое и теснить нас до тех пор, пока мы не потеряем вообще все, что приобрели в ходе СВО, и не только.


Реклама


Итог таких отступлений предсказать легко. Тем более, что уже много раз говорилось о том, что у России в ходе СВО нет ни стратегии, ни далеко идущих планов, ни понятных большинству граждан целей. А, как учил Сунь-Цзы: «Тактика без стратегии – это просто суета перед поражением».

Добровольная сдача Херсона, который не попытались даже для создания видимости защищать и оборонять – весьма нехороший симптом. И одновременно – красноречивый сигнал остальным вновь присоединенным территориям, включая Крым. Что их при случае столь же легко разменяют на какие то обещания «с той стороны» – строго «исходя из сложившихся реалий». А уж противник постарается сделать все, чтобы реалии сложились наилучшим для него образом.

Конечно, то что «Россия тут навсегда» обещали и жителям Бучи, и жителям Изюма, однако на момент нашего ухода оттуда официально ни тот ни другой город не были частью РФ. Херсон же всего месяц назад с фанфарами, концертами и фейерверками был торжественно принят в Россию.

С нынешним послезнанием нельзя не задаться крамольным вопросом: для чего это было нужно, если эвакуация населения началась буквально через неделю после того, как отгремели салюты в честь воссоединения. И если политическое решение, результат которого мы наблюдаем сейчас, вызревало в начальственных головах уже тогда, нельзя ли было обойтись без фиксации Херсона частью России, ну или хотя бы сделать праздники поскромнее?

В конце концов, просто дать людям российские паспорта и эвакуировать их в Россию. Задача «сберечь людей» при этом была бы выполнена, а публичного позора было бы в разы меньше, чем теперь, когда мы продемонстрировали всему миру готовность освобождать от самих себя жизненное пространство для врага.

Повторюсь: любой отход во время войны откуда бы то ни было – можно объяснить любыми причинами. И, в общем, это хоть и позор, но не катастрофа – пока идет война и уравнены шансы. Основная проблема произошедшего не в том, что Россия вывела войска за Днепр. В конце концов, в этом году она уже минимум дважды уходила с занятых плацдармов. Отличие нынешней ситуации в том, что ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ РФ она добровольно сдала свою конституционно закрепленную территорию, признав нецелесообразной ее защиту от врага.

Отсюда и сетевой черный юмор с вполне прозрачным дном:

– Целесообразно организовать оборону по левому береги Москва-реки.

– Приступайте к отводу войск.

И действительно, по предложенной логике отступать и перегруппировываться на выгодные плацдармы можно вплоть до Тихого океана. И ограничителем в этом процессе станут лишь аппетиты противника и его способность переваривать русские земли.

Сегодня же Россия сама себя загнала в политико-правовую ловушку: официально сдана часть страны, что вообще-то прямо запрещено Конституцией. Но это еще не вся беда. Продемонстрирована принципиальная готовность к такого рода действиям, положен зачин, позволяющий по той же схеме уходить из любого другого города.

И, кстати, совсем не факт, что враг не пойдет и дальше админграниц РСФСР. Ведь, в пылу словесных баталий сетевых златоустов уже сказано роковое: «Сдали Херсон, сдадут и Белгород».

Сегодня это воспринимается как мрачное пророчество Кассандры, вызывающее у публики отторжение и желание заткнуть предсказателям рот, однако проблема в том, что прецедент – и военный и политический и дипломатический и медийный – уже создан. И никаким топором его не вырубишь.

Похоже, «наверху» так и не поняли, что Херсон – это уже не «плацдарм», которым можно легко жертвовать в случае военной необходимости, а часть Отечества, которую обязаны защищать, согласно Оборонной доктрине, всеми доступными средствами. Иначе, зачем тогда вообще государство?

Тем самым разрушена до основания одна из важных скреп, на которых до сей поры худо-бедно держался современный российский государственный миф – представление о том, что фарш не проворачивается назад. Все последние восемь лет жители Донбасса завидовали крымчанам.

Вот, смотрите, какая разная судьба – одни официально вошли в Россию, став ее полноправной частью, а вторые остались за бортом, в серой зоне с непризнанным статусом. Одних обстреливают, а других – нет. И практика подтверждала правильность такого вывода, а регулярные твердые заявления российских политиков и дипломатов о том, что в любом случае статус Крыма обсуждению не подлежит, лишь подогревали эту внутреннюю уверенность – что уж если повезло попасть в Россию, то назад уже никак. Именно поэтому лейтмотивом настроений на Донбассе было «Хотим как в Крыму».

Но вот пришел 2022 год. Херсон захотел «как в Крыму». И даже получил это. И практически тут же был оставлен Россией – и не факт, что уже через несколько дней или недель туда не вернутся украинские флаги, что бы там кому Киев кулуарно ни обещал.

То есть – «с Дона выдача таки есть», а вхождение в состав России уже не является твердой гарантией того, что Россия с этой земли не уйдет. 

Как больше не являются такими гарантиями ни проведение референдума, ни даже включение региона в российскую Конституцию.

Для украинцев же – лишнее доказательство и подтверждение тезиса тамошней пропаганды об обратимости территориальных потерь. «Как взяли, так и вернут» – говорят украинцам Арестовичи об «оккупированных Россией территориях». И, получается, что не врут? И вот это очень-очень скверно. Настолько скверно, что отдаленные последствия еще лишь предстоит по-настоящему осмыслить.

Кстати, эта рухнувшая скрепа – уже вторая за неполный год. Первая – в виде десятилетиями культивировавшейся убежденности в непобедимости российской армии со всеми вот ее мемами про «Не воюйте с русскими!» и «Не будите русского медведя» – рухнула под грузом отступления из-под Киева еще весной. Выяснилось, что медведь наш – во многом рисованный, – и его очень даже можно успешно побеждать.

Происходящее на наших глазах скрепообрушение – процесс не менее скверный, чем чисто политико-юридические прецеденты, создаваемые уходом из Херсона. Смыслы, на которых держится государство, создаются десятилетиями, а иногда и веками. Разрушить их легко, а попробуй новые создай.

Ну и последнее из замечаний по ходу. Сегодня официально объявлено о переходе от наступления к обороне – «по водной артерии Днепра». В общем, привет всем ждущим взятия Одессы и Николаева.

Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.

Последние новости
Загрузка...
Ошибка сети...

Все новости за сегодня
Новости - RU.BANGANET.COM