Обитавшие на Каховском вдхр краснокнижные птицы – выбрали Крым для переселения
Для оценки состояния Азовского моря нужно восстановить сеть мониторинговых станций, чтобы вести наблюдение не только со спутника. Она пригодиться и для оценки длительных последствий для орнитофауны после исчезновения крупного водного объекта – Каховского водохранилища.
Об этом заявила руководитель лаборатории фиторесурсов ФИЦ ИнБЮМ, заслуженный эколог РФ Наталия Мильчакова, передает корреспондент «ПолитНавигатора».
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
«Со своей стороны я вижу несколько краеугольных острых моментов, которые обойти можно только совместными усилиями – это прогноз и моделирование ситуации. Потому что Азовское море по водному балансу – это прямая артерия, связанная с Чёрным морем. Азово-Черноморский бассейн связан через Керченский пролив, и поэтому у нас накоплены огромные знания по Черноморскому бассейну. Но сегодня в Чёрном море существует 57 особо охраняемых природных территорий, 37 из которых у берегов Крыма. И конечно, наш опыт пригодится в сохранении биологического разнообразия Азовского моря», – отметила она.
Стратегия национальной безопасности в экологической сфере РФ направлена на то, чтобы сохранить природные территории – как ресурсную базу для восстановления и поддержания биоразнообразия. А в условиях климатических изменений проблемы водных ресурсов – это вызовы времени, требующие объединения усилий.
«В этом году у нас комплексная экспедиция была из Донецкого университета. Новые регионы тоже должны с нами участвовать в решении этой проблемы сохранения биоразнообразия и создания единого экологического каркаса», – пояснила ученый.
Так, после взрыва на Каховской дамбе Причерноморские государства проводили исследования состояния Черного моря. По словам завлабораторией, залповое распреснение ушло очень быстро.
«А вот, если говорить о длительном эффекте, который мы можем наблюдать, то первым форпостом, который принял этот удар из особо охраняемых природных территорий, это, конечно, акватории мелководных заливов Северо-западной части Чёрного моря. Черноморский биосферный заповедник принял на себя часть удара, и конечно, наш Каркинитский залив.
К счастью, экосистема так устроена, что произошло восстановление солёности. Но исследователи, которые работают в Черноморском биосферном заповеднике, они сейчас сменили свою штаб-квартиру. Мои коллеги и ученики в Новой Каховке просто остались без домов, получили сертификаты и включены уже в научную деятельность на территории Крыма», – указала ученый.
После разлива Каховского водохранилища большое количество птиц переселятся в Крым на мелкие водоемы и осядут у нас на Лебяжьих островах. Многие виды птиц имеют высочайший международный охранный статус.
«Сейчас очень важно посмотреть, почему птицы изменили миграционные пути, какие последствия от переноса, потому что птицы – это частичка системы, в том числе водоемов, где для них есть пища. И подрыв экосистемы и водных биологических ресурсов означает, что популяции будут изменяться на всех звеньях. И прогнозировать эти изменения очень важно. Поэтому наблюдать, что будет происходить после Каховки нужно, и правильно.
И мне бы хотелось, чтобы сеть мониторинговых станций, а не только Росгидромет позаботился и включился в восстановление постов. Потому что угрозы связаны с водными балансами, и нужно восстанавливать сеть биологических станций, мониторинговых станций. Вот, на Мелекино, например, или в Черноморском биосферном заповеднике, когда уже закончатся военные действия.
Потому что без натурных исследований мы можем сколько угодно анализировать даже за последние 100 лет. Однако мы не приблизимся к решению вопросов экологической безопасности всего бассейна без того, что не получим данные таких мониторинговых станций в бассейне Азовского моря и Северного Причерноморья», – заключила Мильчакова.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.