Неуспешная война: Никто не хочет давать денег Яценюку и Порошенко
Алексей Блюминов, политический обозреватель, Киев-Луганск
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Чем дольше идет война, тем больше людей начинает задаваться вопросом: а не слишком ли много общество платит за желание милитаристов побряцать оружием перед воображаемым противником?
В июле, когда нам из каждого утюга вещали о близящемся скором победоносном завершении АТО, назывались конкретные даты взятия Донецка и Луганска, а красавец Гелетей анонсировал парад Победы в Донецке на 24 августа, президент Порошенко заявлял, что «Украина тратит 70 млн. гривен ежедневно для обеспечения АТО. И наши силы АТО начали успешное наступление по всем направлениям». О том, чем закончилось успешное наступление, лучше из скромности умолчать.
Но вот прошло полгода. И уже премьер Яценюк, стремясь «раскрутить» Запад на очередные 15 миллиардов, которых все равно не хватит для спасения «отцов украинской демократии», ссылается на неподьемную тяжесть военных расходов для украинского бюджета. «Наши расходы на армию огромные — около 95 млн. грн. на день. Это очень сильная нагрузка для Государственного бюджета». Мол, дайте на пропитание, господа, не жлобьтесь. Одни ведь стоим на переднем краю цивилизационной борьбы с русским агрессором. Изо всех сил лямку тянем.
Впрочем, на Западе такие аргументы не оценили, сославшись на то, что в бюджете Украины военные расходы составляют лишь 1 процент. Хотя тут такое. Смотря 1 процент от чего. Есть же выражение – «пока толстый похудеет, худой умрет». Ради этого одного процента правительство «не по-детски» затянуло пояса рядовым украинцам, так что те уже едва ли не воют. С новыми платежками за газ, с новыми ценами, с урезанными пенсиями и перспективой остаться без стипендий. Зато с похвалой от самого Яценюка. Мол, «дорогие украинцы» согласились потерпеть ради фронта и победы. Как будто их кто-то спрашивал, увеличивая тарифы или вводя военный налог. Видимо, в данном случае премьер исходил из того, что доброе слово и ощипанной курице приятно.
Суммируем. Всего за полгода стоимость одного дня войны выросла с 70 до 95 миллионов. Замечу, это цена НЕУСПЕШНОЙ войны. Если кто-то вам начнет рассказывать о победах, плюньте ему в глаза. При этом, веры в то, что они остануться героями, нет и у самих распиаренных пропагандистской машиной вояк.
Неслучайно сейчас тысячи участников АТО, не дожидаясь успешного окончания войны, требуют от государства обещанные земельные наделы,. Многие даже судятся за землю. Мол, неизвестно чем еще кончится эта война, а свое надо постараться урвать сейчас. Вот такой уровень доверия солдат к государству, которое они защищают.
Представьте себе нечто подобное в Великую Отечественную (с которой у Порошенко хватает совести все это сравнивать). Земля горит, война идет, а у солдат в глазах – наделы. Лично я не могу перенести подобную ситуацию в 1942 год.
Другой вопрос. Помогли ли эти деньги армии, если до сих пор нескончаемым потоком идут жалобы на нехватку у солдат буквально всего – от обуви до зимней маскировочной одежды? Понятно, что воруют, но не в таких же, черт побери, масштабах!
И вот на этом фоне Турчинов начинает вещать о том, что нам не избежать новых этапов мобилизации. А Порошенко, хоть и называет себя «президентом мира», замахнулся – ни много ни мало- на создание резервной стотысячной армии по примеру Швейцарии и Израиля. Вы себе это представляете? Сто тысяч человек вооружить, одеть, обуть, накормить и заправить. И это вдобавок к уже поставленным под ружье. А репа не треснет? В смысле, откуда деньжата? Нет ответа.
Впрочем, это я забегаю далеко вперед. Вполне может так статься, что к тому моменту, когда придет время реализовывать эти наполеоновские планы на практике, одевать, кормить и вооружать будет просто некого. Как и призывать. Потому что есть такая штука как мобилизационный потенциал и мотивация будущих призывников и резервистов. А она у нас сейчас…
Впрочем, судите сами. Достаточно одного факта, но, показательного.
«Около 60 жителей села Дыбще Козивского района Тернопольской области должны были получить повестки, но за пять дней до этого 45 из них выехали за границу… Еще в одном селе области за ночь где-то пропали все мужчины призывного возраста». Очевидно, пропавшие за ночь, как и прочие «вынужденные эмигранты», не сильно верят в официальную статистику погибших и раненых на войне, и не горят желанием пополнить не афишируемую властями часть этого скорбного списка.
Так вот я и говорю, что до резервной мобилизации еще надо дожить. Неровен час разбегутся все, останутся лишь женщины, дети и старики. И что тогда? Фольксштурм?
Наверное, в том числе и поэтому американцы не спешат выделять Украине финансы на закупку высокоточного оружия, которым бредят наши милитаристы. За океаном хорошо понимают, что, при таком состоянии армии и при таком уровне мотивации сражаюшимся за Киев можно воевать хоть с палками, хоть с новейшими разработками военных КБ. Результат будет один и тот же. Никому не хочется, чтобы атомная бомба оказалась в руках дикаря.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: