Российская сторона отреагировала на победные реляции Украины по поводу обмена террористов «Азова» с многочасовым опозданием. Только сегодня к обеду Минобороны РФ стало распространять кадры с российскими солдатами, освобожденными из украинского плена. Согласно официальным данным, в РФ вернулись 56 человек, а Украина получила 215 своих боевиков. Такую диспропорцию офис Владимира Зеленского пояснил высокой ценой, которую запросил Киев за освобождение украинского олигарха Виктора Медведчука.
Кремль никак не комментировал условия обмена. «Отдуваться» пришлось главе ДНР Денису Пушилину, ведь формально его указом освобождались террористы «Азова» и наемники из Великобритании.
«Пушилин в данном случае своим заявлением взял на себя весь негатив, вызванный решением Кремля… Пушилин к обмену не имеет никакого отношения. Это понимают даже дети… Теперь я понял, почему нас, журналистов, к азовцам не подпускали все лето, хотя с пленными абсолютно не возбранялось общаться», – комментирует журналист Александр Чаленко.
Так или иначе, но Пушилин сообщил, что из 56-ти освобожденных толкьо пятеро были выходцами из Донбасса. При этом глава ДНР принялся нахваливать заслуги Медведчука.
«Я вам скажу, что только на моих глазах в рамках Минского процесса, вне его, при участии Виктора Медведчука было освобождено более тысячи наших ребят, которые бы просто не выжили, с учетом тех условий, в которых они содержались. Это, по сути, застенки гестапо.
Процесс происходил в сложных обстоятельствах, не про все даже я могу рассказать, но то, что усложняло и решение по референдуму, и поддержка референдума – это абсолютно точно. На каких-то этапах украинский режим срывал обмен, но наша задача была – в кратчайшие сроки вернуть как можно большее количество наших ребят. Поэтому мы готовы пойти были и на такую цену.
Мы отдали 215 человек, в том числе часть из них – это представители нацбатов. Это военные преступники, мы все прекрасно понимали, но задача – вернуть наших ребят в кратчайшие сроки.
Я испытывал те же самые эмоции, которые испытывают те люди, которые требуют возмездия, справедливости в отношении этих военных преступников, но, подписывая указ, я испытывал и другие эмоции и ощущения, потому что вспоминал, когда смотришь ребятам, которых возвращаешь из плена, в глаза, смотришь их женам, матерям, смотришь их детям. Для меня это стало главенствующим, поэтому здесь нам нужно понимать, что жизни наших ребят – главнее всего», – заявил Пушилин в эфире телеканала «Россия 24».
Реклама
Бывший политзаключенный, один из лидеров пророссийского подполья Одессы Владимир Грубник удивлен словами Пушилина о Медведчуке.
Грубник напоминает, что благодаря Медведчуку в списки обмена пленных при Порошенко не включали настоящих сторонников Новороссии, а заменяли их различным уголовным элементом, освобождение которых не несло опасность для Киева.
«Укропы не хотели отдавать настоящих подпольщиков, диверсантов, ополченцев. И всячески саботировали включение их в списки обмена. Одновременно требуя, чтобы им отдавали тех, в ком они заинтересованы. Обмен – это всегда торг. Борьба воли. И компромиссы. И политика.
Виктор Медведчук был главным переговорщиком. И именно он продавил обмен на укронацистских условиях. Почему? Не знаю точно. Но могу предполагать, что он – представитель одного из полюсов укронацистского консенсуса – был заинтересован 1. не обменивать людей, всерьез воевавших за Новороссию, 2. А также видел в обмене прежде всего политические дивиденды себе лично и своему партнеру Порошенко, который и получил с того обмена максимальные пиар-бонусы. А поэтому он всячески давил на переговорную группу РФ и ЛДНР, требуя провести обмен поскорее и принять условия укронацистов.
Поэтому наряду с частью наших политзаключенных, подпольщиков и ополченцев, которые там тоже были, в обмен были включены абсолютно случайные (или неслучайные для СБУ) люди, агентура, просто уголовники, которые не имели никакого отношение к антинацистскому сопротивлению на бывший Украине.
И у Медведчука получилось. Обмен состоялся на условиях укропов. Все довольны.
А мы досиживали 2,2 года до следующего большого обмена. Хотя могли потратить эти 2,2 года на войну с укронацизмом или работу на Россию», – вспоминает Грубник.
Но вернёмся к русским солдатам, вернувшимся домой накануне ночью.
В роликах, обнародованных пресс-службой Минобороны РФ, российские военные звонят своим родным, чтобы известить об освобождении. Среди них и крымчанин Максим Косяков, который попал в плен к боевикам неонацистского подразделения «Айдар». Его допрос публиковали украинские пропагандистские ресурсы.
«Привет, любимая! Нас освободили, мы в столице нашей Родины. Нас встречают хорошо, всем хочу сказать спасибо. Большое спасибо нашему государству и нашему правительству, что нас освободили. Мы очень благодарны. Все нормально будет, не переживай!», – заявил Косяков.
По словам некоторых из возвращенных по обмену, в плену они подвергались издевательствам и унижениям, их морили голодом, а также не давали помыться.
«Фашизм присутствует на Украине. Издеваются, издеваются жестко, насильно. По началу били, после чего содержали в условиях – в подвале жили, на поддонах, спали на поддонах. Сказать, что сухо – нет. Кормили, пусть два раза в день, но чувство голода постоянное. Похудел, наверное, килограмм на десять. Но, слава Богу, меня обменяли, я дома! Благодарен тем людям, которые этим занимались. Дай Бог сил, здоровья вернуться, дать им бой до самого конца, чтобы прекратить этот бардак, который там происходит», – заявил освобожденный Вячеслав Старостин.
«Нас поселили в подвале какой-то воинской части, спали на поддонах, было очень сыро. Просто поддоны, палеты. Кормили два раза в сутки, давали каши две-три ложки. Обзывания, постоянные оскорбления. Купались мы раз в месяц – условий не было никаких, очень было трудно. Домой звонить не давали. Насчет обмена говорили, что Россия всему виной, Россия не дает, заставляли говорить на камеру много чего, можно сказать, даже под автоматами.
Во всем обвиняют Россию, говорят, что Россия всему виной, что Россия пришла к нам домой и разрушает наши семьи, города. Но по факту видели мы совсем другое, что сама Украина так же обстреливает своих же мирных», – добавил еще один военнослужащий.
Рады освобождению и военнослужащие из ДНР.
«В плену был 21 день, условия содержания тяжелые. Унижения больше моральные были. Как предателей родины, так как мы из Донецкой области. Спасибо Минобороны за освобождение нас из плена», – заявил один из них.
«Они нас не считают за людей. Считают нас просто за мясо, за фарш, что за нас никто не беспокоится, что мы никому не нужны. Но у нас есть… спасибо России», – добавил его сослуживец.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.