Москва – Севастополь, Май 08 (Навигатор, Иван Никашин) – Как встречает российских туристов российский Крым? Об этом в авторской колонке для «Навигатора» пишет российский политтехнолог Иван Никашин, отправившийся на авто из Москвы на полуостров на майские праздники. Иван бывал в Крыму не раз – несколько лет назад он работал здесь в команде экс-губернатора Московской области Бориса Громова.
Подпишитесь на новости «Навигатор – Крым» в Facebook или Вконтакте
…Выпив водки и сыграв камаринского на балалайке, мы с другом решились ехать на майские в Крым. На фоне известных событий очень трендово подчеркивать расейскую сиволапость, и потому первая фраза – отчасти шуточная. Но вообще, двигать автомобилем на полуостров в разгар военно-спортивного праздника «Русская Весна»– это надо быть бессовестным чиновником с могучей ксивой или дураком. Ксивы у нас, естественно, отсутствовали. Как и обещанные свыше авиабилеты по семь с половиной туда-сюда (были по двадцать семь в Симфер, если что). Но дорога звала. Крым – он же родной, ибо жили, работали, а я даже помню время, когда массандровский порт был просто «красным», а не «червоным». И да – автостопом в 98-м ездил, после московского концерта «роллингов». И да, дед воевал. К тому же, приключения были гарантированы, судя по постам из очереди на паром в Тамани. В общем, поехали, как говорил Гагарин Керуаку!
Приключения ждать себя не заставили. По древней русской традиции надо было два дня собирать в чемодан много ненужных вещей, чтобы в итоге забыть паспорт. Спасибо водителю Люберецкой администрации Ильичу, что довез мой документ до МКАД и сократил тем самым время прохождения самого МКАД. Теперь Ильич всегда в моем сердце. Отдельный респект главе Люберецкого района В.П. Ружицкому, который в трудный предвыборный год дал мне добро на краткий отпуск. Теперь его имя проиндексируется в Яндексе еще раз, и, возможно, будет мне прощенье за опоздание на работу. А это вполне вероятно, учитывая ад, который ждал нас на паромной переправе. Но про это потом, пока же наш «шевроле» резво бежал по федеральной трассе, украшенной местами платными участками, где за деньги предлагали ровный асфальт и аварийных комиссаров, то там, то сям несущих службу за рулем дорогостоящих фольксвагеновских пикапов (да, и туда уходят наши денежки!).
Счастлив тот автотурист, кто не имеет прав! У него есть возможность глазеть по сторонам и радоваться, как свежая, нежно-изумрудная весенняя зелень неуклонно отвоевывает у послезимней отечественной грязи все больше пространства. Пьет он себе пиво и приветствует победную поступь русской весны. Читает дорожные указатели и радуется всему богатству великого, могучего, правдивого и свободного. Вот у реки Осётр памятник православному воину Евгению – тому, что отказался снять крест с груди и был за это обезглавлен чеченскими бандитами или «шайтанами», как называет их патриот России Рамзан Кадыров. Вот реклама придорожного мотеля с Тиной Канделаки, приглашающей проезжающих то ли откушать, то ли на час. Вот на заправках шустрят цыганки, пытаясь совершить преступные деяния в отношении уставших дальнобоев и вышедших пописать туристов. Вот река с романтично-толерантным названием Голубки, а вот и Непрядва, где пили из шеломов вежливые люди князя Димитрия, и поворот на Куликово поле, и Красивая Меча, куда гнали потом представителей легитимной монголо-татарской власти.
Реклама
Был бы поэтом, написал бы что-то злободневное, вроде:
Нету русских? Неправда! – вот же она, Непрядва!
Драться хули рисково? Поле же вот Куликово!
Но не поэт я к счастью, так что, попросив у читателя пардону, развлечем его еще немного, убавив накал гражданского пафоса рассуждением о вечном. Придорожные сортиры России. Как в царское время вёрсты полосаты, отбивают они ритм дороги. Эти кирпичные твердыни, каждая из которых – потенциальная огневая точка для отражения атак противника, внушают одновременно невольное уважение побочными свойствами и отвращение к свойствам основным. Не раз и не два – и не три! – приходилось мне видеть пристроившихся за этой искусственной преградой стоящих особ мужского пола и сидящих особ не знаю, какого пола, ибо джентльмен и астигматик. Внутрь в любом случае не заходил никто. Характерно, что на платных участках каменные очковые «эмжо» встречаются часто, через равные промежутки. Видимо, на количество сортиров есть некое предписание, а вот на качество до сих пор нет. Дышите, как говорится, глубже – проезжаем Сочи.
Липецкая область пролетела ненавязчиво: цены на проезд по коммерческой дороге, правда, росли, зато на бензин – стабильно падали, впрочем, не опускаясь до уровня, принятого в нефтедобывающих державах. Зато в кафе с названьем кратким «Русь» прайс-лист порадовал, равно как и ассортимент, предвестником которого был волнующий запах солянки сборной мясной и раблезианский портрет водилы, её уписывающего. На границе с областью Воронежской случилась пробка в результате ДТП, зато в объектив попало еще одно красивейшее этническое название – Конь-Колодезь.
Воронежцы слегка утомили навязчивым пиаром своих успехов: билборды то и дело сообщали, что местные держат первенство по молоку и поголовью КРС (коровам, проще говоря!), а в целом, по совокупности показателей уровня жизни – регион на 7-м месте в России.
Ответ, почему только на седьмом, давали дороги и обочины. Первые были неровными, как жизнь в 90-е, а вторые демонстрировали столь блестящую и черную грязь, что вспоминалась непроезжая дорога на Чернигов, описанная в былине про конного путешественника Илью Муромца. Ближе к Ростову стало совсем темно, полил дождь, определив тем самым кофе-брейк и привал близ газпромовской заправки. Она запомнилась двумя дамами, обслуживающими кассы. Общительная и миловидная кассирша имела подходящую фамилию Токовая, а вредная и не вполне красивая – Гадючкина.
Ростовская область живет именем Шолохова. Если кафе, то «Аксинья» или «У Щукаря». Если гамбургер, то непременно «донской». Когда китайцы построят мост в Крым и угроза паромной переправы не будет нависать над автопутешественником, обязательно заедем в Вешенскую!
На Кубани казацкая тема нарастает. Она встречает тебя с указателей населенных пунктов и звучит на волнах радиостанции «Казак-ФМ», варианта «Радио-Шансон» с поправкой местные традиции. Основное содержание песен: гей-гоп, гуляй козаченько! Но для отпускников самое то. Порадовала толерантная надпись на въезде в одну из станиц: «Приветствуем гостей, просьба соблюдать порядок и наши традиции!».
В Старонижнестеблиевской познакомились с местным художником и резчиком по дереву Олегом. Олег показал свою мастерскую: тут и картины, и коты, болванки которых он вырезает бензопилой в течение часа, и татарские метательные топоры и еще много всякой всячины. Запомнился портрет пьющей обезьянки – уже больно похоже вышло на Кое-Кого! Олег сказал, что это случайность.
Помимо наличия на Кубани творческих людей, порадовало и обилие непастеризованного пива – ставропольского, адыгейского, а также тот факт, что всё здесь цветет и пахнет не только благодаря климату, но и хозяйственности местных жителей. В отличие от Подмосковья, где хорошо растут пока только коттеджи, у казаков все поля распаханы и засеяны, в элеваторах зерно, а в коровниках – коровы. Терриконы из навоза наглядно демонстрировали, что с питанием и уходом у тутошних буренок все ок.
Но вот и Тамань. Лермонтовским контрабандистам было проще: сел в лодку – поплыл. Мы же после проезда через поселок с революцьонным названием Ильич уперлись в очередь, которая уходила куда-то на паром в порт «Кавказ».
Очередь достойна отдельного описания. Стояли одиннадцать с половиной часов – кто говорил, что впереди пять километров до цели, кто-то был более оптимистичен. Но время шло. Мимо то и дело проносились вперед по встречке местные, за которыми следовали гости с московскими номерами и уже не вертались назад. Так что про бизнес по продаже мест блоги не врут. Одному наглому «лексусу» с блатными номерами, вклинившемуся перед нами, был дан отпор, к которому подключились сразу несколько соседских экипажей. Все же самоорганизация граждан – великая вещь! И понятно, почему москвичей нигде не любят. За наглость и понты.
Другой прибыльный гешефт аборигенов – кормежка. Фраза «такие цены у нас на Кубани!» быстро стала в нашей машине мемом (соевая сосиска в тесте – полтос, растворимый нескафе – тридцать). Предприимчивость кубанцев постепенно перетекала в курортное гостеприимство крымчан, и вот уже на деревьях стали попадаться таблички с предложениями о съеме жилья. После пролета над очередью вертолета с начальством цивилизации еще добавилось: народу подвезли передвижные пластиковые удобства, естественно, демонстративно игнорируемые мужчинами.
Когда терпение наше стало иссякать, и стало ясно, что Первомай мы встретим в очереди, движение в колонне вдруг ускорилось. Из-под земли вдруг вырос регулировщик, который прокричал: хотите на паром – быстрее туда! И показал куда-то в сторону от основной очереди, в промзону. За нами успели проскочить еще два авто, после чего проезд вновь был перекрыт. В промзоне выяснилось, что машины поплывут на грузовом пароме, который дополнительно подогнали для предотвращения коллапса. Руководили процессом некие молодые люди в триколорных жилетках компании, осуществлявшей транспортные услуги во время Сочинской олимпиады. Порядку это не добавило, но уже накопленный опыт самоорганизации позволил гражданам довольно оперативно превратить толпу в культурную очередь.
Наконец, машин и водители были погружены на грузовик, а пассажиры двинулись в Крым на пароме «Ейск», куда помещалось всего два десятка авто, зато людей куда больше. Памятуя об уходящем празднике Весны и Труда, самом необычном в моей жизни, я навсегда переименовал плавсредство в «Етиегомайск».
Сорок минут – и вот он, Крым, вот она – Керчь! Машины владельцам обещали вернуть через три часа, посему было время рассмотреть ополченцев, дежурящих в порту и вспомнить все прелести крымского сервиса, сложившиеся еще в период Разделения. Тётенька из кафе – похожую еще Табаков играл в спектакле «Всегда в продаже» – моментально обсчитала меня на пятьдесят рублей (за такие-то деньги на Кубани целую сосиску в тесте можно купить!). Заплатил без разговоров, ибо любое шоу стоит денег. А оно было: минут пятнадцать тётенька мучилась совестью, поскольку одно дело кидать москаля, а другое – соотечественника. И решила-таки деньги вернуть. Но и это еще не всё: возвращенный полтос не давал даме покоя и еще через четверть часа она забрала его обратно, пересчитав сумму за хлеб и пластиковую посуду. Ну, вы поняли. Встречный аргумент о том, что стакан емкостью 0,4 она беззастенчиво выдает за полулитровый, окончательно сподвиг даму на тропу войны. Досталось в этой битве нашим соседям, воронежским студентам. Поев, они замертво упали на стол спать, поскольку очередь решила студентов последних сил. Тётенька попыталась их сна лишить, ведь во сне человек заказов не делает и выгоды не приносит. На просьбу принести обычного чаю, хозяйка харчевни привела мента. Тот оказался молоденьким пацаненком еще в украинской форме, но уже настроившийся на российскую зарплату. Послушав про Закон о защите прав потребителей, служитель Закона понял, что рисковать не стоит и незаметно ретировался.
В таких невинных развлечениях прошли три обещанных перевозчиками часа. А потом еще три. А потом народ стал роптать, особенно после подкинутой мною шуточной версии о том, что машины, возможно, уже разгружают где-то в солнечной Турции. На шум сбежались представители самообороны, самый нетрезвый из которых попытался объяснить, что они лишь следят за порядком, а вообще ни за что ответственности не несут. В этот момент вновь нарисовался молодой человек в сочинском жилете и всех стали звать в автобусы, дабы ехать в рыбный порт Керчи за машинами.
Рыбный порт охраняли уже не самооборонцы, а беркута. Через какое-то время семь сотен туристов, включая младенцев и пожилых дам, стали забывать о страданиях ребят на Майдане, митинговать и немножко напирать на железные ворота проходной. Слава Богу, что в этот момент технические проблемы были решены, аппарель, которая не открывалась, открылась, и колонна импровизированного автопробега потекла в Крым.
До скорого, Керчь! Курс – на Севастополь!
Было 2-го мая и про то, что творится в Одессе, еще никто ничего не знал…
Продолжение следует.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.