Молдова не хочет замечать украинских беженцев в Приднестровье
Молдавский вице-премьер-министр по реинтеграции Олег Серебрян не верит, что в Приднестровье разместились более 20 тысяч беженцев из Украины.
Посетив недавно тираспольский офис ОБСЕ в качестве переговорщика, чиновник из Кишинева не заметил «никаких признаков наличия такого числа украинских беженцев в левобережье Днестра».
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
«Я сомневаюсь, что с правого берега Днестра в Приднестровье уехало 27 тыс. беженцев из Украины, как об этом заявляют власти Тирасполя. Я не наблюдал там присутствия автомобилей с украинскими номерными знаками, как это можно видеть, например, у нас в Кишиневе перед отелями, где проживают беженцы», – заявил Серебрян.
Конечно, он их не наблюдал. Во-первых, вероятно, он не очень внимательно смотрел и замечать их не старался. Во-вторых, народ из Украины едет в Приднестровье по большей части небогатый. Дефиле украинцев на дорогих автомобилях, какие можно видеть в европейских городах, – тут явление редкое. Многие приехали семьями на общественном транспорте или воспользовались услугами волонтеров, потому что у них нет автомобилей (возможно, господин Серебрян такой мысли вовсе не допускает).
Те же, кто прибыл в Приднестровье из Украины на автомобилях, ставят их и перед отелями, и – главным образом – во дворах спальных районов: значительная часть украинцев поселилась у многочисленных родственников и друзей.
Итак, цифры. По данным МВД Приднестровья на 13 апреля, с 24 февраля въехало в республику 29,3 тысячи иностранных граждан, из них 23 тысячи зарегистрировались в ПМР, воспользовалось центрами для беженцев 1580 человек. Сейчас крошечное Приднестровье по миграционной нагрузке может посоревноваться с любой другой страной: по приблизительным подсчетам, здесь на 100 тысяч населения приходится более 5 тысяч беженцев.
По состоянию на 11 апреля, в общеобразовательные школы ПМР ходят 566 детей-беженцев, детские сады посещают 343 ребенка, в организациях дополнительного образования занимаются 185 детей. Интересно, что в Молдове, которая значительно больше и по территории, и по населению, украинских детей в сады и школы приняли всего вдвое больше.
Приднестровский телеканал ТСВ отмечает, что поисковый запрос «Приднестровье» в Google сейчас стал популярнее, чем после победы тираспольской футбольной команды «Шериф» над «Реалом» осенью прошлого года. Большинство таких запросов приходит с Украины: жители этой страны ищут в интернете, как приехать в Приднестровье, их интересуют карты, границы, маршруты.
Это совершенно неудивительно и легко объяснимо. Причины – территориальная близость Приднестровья, наличие тесных родственных связей, русский язык и, кстати, кому нужно, – украинский. В Приднестровье есть украинские школы и детсады, так как этнические украинцы составляют треть населения, и украинский наряду с русским и молдавским является официальным. На украинском обучаются 153 ребенка беженцев.
Для приезжих здесь есть, конечно, определенные неудобства. Нельзя, например, обналичить карты украинских банков (Приднестровье само давно находится в банковской блокаде); не работают украинские телефоны – разные стандарты сотовой связи; в ПМР нет для беженцев финансовой помощи, как в других государствах, в том числе той же Молдове, которая уже начала работу по выплатам украинцам единовременных пособий по линии управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Зато в Приднестровье есть главное: человеческое отношение – одинаковое ко всем. К тем, кто приехал из Донецкой или Черниговской области, Одесской или Харьковской, города Киева или маленького приграничного села.
По всей республике созданы центры временного пребывания для беженцев – с достойными бытовыми условиями. Все это требует денег: Приднестровью пришлось заморозить ремонт и строительство на ряде объектов, которые в 2022 году планировалось профинансировать за счет бюджетного Фонда капвложений. Приостановлено также большинство государственных программ развития.
Вот, свежесозданный телеграм-канал под названием «Помощь беженцам Украины – Приднестровье». Тут обсуждаются все насущные нужды приехавших из Украины людей. Добровольцы консультируют их насчет маршрутов транспорта, съема жилья и мест, где можно устроиться бесплатно, как получить посылку с Украины (при условии, что границу с Приднестровьем Украина закрыла), как устроить ребенка в школу, детсад или кружок, как получить помощь врача, где взять инсулин и т.д.
Детей украинских граждан без проблем принимают в школы и сады, а их родители могут вполне найти работу, пусть и скромную. Больных коронавирусом лечат в ковид-госпиталях. Есть круглосуточная горячая линия и оперативный штаб, где дают разъяснения по вопросам въезда в республику и возможности размещения. Действует волонтерское движение, которое собирает от граждан и организаций продукты, средства гигиены, одежду и раздает нуждающимся.
Примечательно, что среди приднестровских граждан самые активные в сборе гуманитарки – это школы, детсады и… пенсионеры. Да, именно, пенсионеры считают необходимым пожертвовать часть своей небольшой пенсии и потратить ее на продуктовый набор для беженцев. Эти пожилые люди говорят, что они видели жизнь, знают, что такое настоящие трудности, и поэтому готовы помогать обездоленным.
Еще один важный момент. В 1992 году, когда приднестровцы тысячами покидали дома, спасаясь от молдавских националистов, напавших на город Бендеры (самая кровавая фаза войны на Днестре началась 19 июня 1992 года), они, естественно, ехали на Украину – больше было некуда. Там их не особо ждали: центров для беженцев с горячей водой и трехразовым питанием, какие создало для украинцев сегодня Приднестровье, там точно не было.
Но люди до сих пор благодарны за то, что их приютили. События 30-летней давности в Приднестровье хорошо помнят, поэтому нынешние беды и трудности беженцев из Украины местным жителям очень понятны.
Так живет сегодня Приднестровье со своими гостями: справляется, как может, самостоятельно.
Редкие птицы в виде иностранных граждан и фондов с гуманитаркой долетают до Приднестровья. Прежде чем привезти помощь, они приезжают на разведку: хотят убедиться, что беженцы тут действительно есть, потому что в Кишиневе их убеждают в обратном. Они посещают центры по размещению украинских граждан, волонтерские организации, качают головами, а затем доставляют гумпомощь, которая разлетается моментально: людей из Украины действительно много.
Но по молдавскому телевидению не расскажут ни об этом, ни о том, что Кишинев сейчас в очередной раз задерживает грузы, идущие в Приднестровье, – лекарства, удобрения. В Молдове совсем необязательно знать, что проблемы Тирасполя так или иначе коснутся и украинских беженцев.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.