Между США и Китаем: как возня вокруг острова в Бенгальском заливе приблизила революцию в Бангладеш
Ушедшая в отставку и осевшая в Лондоне после недавних массовых протестов бывшая многолетняя бессменная глава правительства Бангладеш Шейх Хасина заявила в первом, после поспешного бегства из страны, интервью индийской газете The Economic Times, что могла остаться у власти, если бы отказалась от суверенитета над островом Сент-Мартин в Бенгальском заливе у берегов Мьянмы. Якобы он приглянулся американцам для строительства там военной базы.
«Я ушла в отставку, чтобы не стать свидетелем дальнейшего насилия. Они намеревались захватить власть через трупы студентов, но я предотвратила это, уйдя в отставку», — сказала Хасина 11 августа в первом комментарии после побега из Бангладеш. Она добавила, что могла бы остаться у власти, «если бы отказалась от суверенитета над островом Св. Мартина и позволила Америке господствовать над Бенгальским заливом».
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Населенный рыбаками, крестьянами, выращивающими рис и кокосы, и работниками сферы туризма остров Сент-Мартин, также известный, как остров Кокоса или остров Корицы — небольшой остров площадью 3 кв. км в северо-восточной части Бенгальского залива, напротив побережья западного мьянманского штата Ракхайн.
В 2012 году Международный трибунал по морскому праву поставил точку в долгом территориальном споре за суверенитет над этим островом между Бангладеш и Мьянмой, постановив, что остров является частью территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Бангладеш.
Мьянма это решение признала, но в 2018 году произошел новый инцидент. В Бангладеш обратили внимание на то, что на официальных мьянманских веб-сайтах, посвященных итогам переписи населения в Мьянме 2014 года, Сент-Мартин обозначен, как мьянманский.
В том же году бангладешский МИД устроил выволочку послу Мьянмы с отсылками аж к истории колониальной Британской Индии, в состав которой когда-то входили обе страны. И на том, вроде бы, конфликт и угас.
Зато теперь, если верить беглой бангладешской премьерке, на остров положили глаз США. А это уже куда серьезнее мьянманской хунты.
Гипотетическая военная база на этой территории могла бы контролировать не только территорию Мьянмы и Бангладеш, но и создала бы реальную угрозу реализуемым в этом регионе китайским проектам.
В Мьянме это действующие трубопроводы по транспортировке нефти и газа с побережья Индийского океана в китайскую провинцию Юньнань, а также находящееся в стаи планирования строительство глубоководного порта Чаупхью на побережье штата Ракхайн с особой экономической зоной и логистическим коридором в Китай.
Эти проекты призваны обеспечить независимость КНР от возможных недружственных шагов со стороны США, ведь последним ничего не стоит перекрыть для китайских торговых судов Малаккский пролив у Сингапура, отрезав континентальный Китай от доставляемых морем энергоносителей. Если же к этим возможностям США добавилась бы база на Сент-Мартине, американцы получили бы ключ и от ворот китайского логистического коридора в Индийский океан.
Интересно, что нынешние откровения Шейх Хасины относительно видов Вашингтона США на Бангладеш в рамках их индо-тихоокеанской стратегии, не первые. В конце мая этого года 23 мая этого года, будучи еще у руля, Хасина поведала тем же индийским журналистам о своем разговоре с неким таинственным «белым человеком». И речь в этой беседе также шла об острове Сент-Мартин.
По словам Хасины, в январе, перед всеобщими выборами в Бангладеш ее западный конфидент сообщил ей, что у нее «не возникнет проблем во время выборов, если она позволит стране, которую он представляет, построить в Читтагонге на территории Бангладеш военную базу».
По словам Шейх Хасины, ей это напомнило ситуацию с Восточным Тимором, и она тут же предположила, что точно так же некие внешние силы «выкроят христианскую страну, отрезав для нее части от Бангладеш и Мьянмы, и там построят базу в Бенгальском заливе».
«Учитывая, что США широко обвиняли при поддержке других западных стран в попытках повлиять на выборы 2024 года в Бангладеш, совершенно очевидно, что премьер-министр Хасина указывала на США», – писала тогда индийская Firstpost.
Издание напмнило, что американский Минфин «ввел санкции против элитного военизированного формирования Бангладеш, батальона быстрого реагирования (RAB), а также против семи его нынешних и бывших офицеров из-за предполагаемых нарушений прав человека».
Кроме того, США ввели визовые ограничения для высокопоставленных чиновников Бангладеш, которых они сочли лицами, «подрывающими демократический избирательный процесс» в этой стране».
Бангладешское издание Swarajya конкретизировало эту страшилку, указав, что речь идет о «независимом государстве Зо», которое может появиться на землях, населенных народом чин в одноименном штате Мьянмы и родственными им куки и мизо в Индии и Бангладеш.
Как пишет проживающий в Мьянме российский публицист Петр Козьма, при всей конспирологичности заявлений Шейх Хасины, в регионе им никто не удивился.
«Видимо, в Южной Азии мало кто сомневается, что американцы вполне могли действовать подобным образом, то предлагая создать американскую базу в Читтагонге, то требуя в свое распоряжение остров Св. Мартина, то вообще планируя откусить кусок от Бангдадеш и учредить там подконтрольное им «государство Зо» недалеко от границ с Китаем. И то, что Шейх Хасина начала об этом говорить не сейчас, когда ей выгодно найти виновников собственного свержения за рубежом, а в то время, когда она еще была действующим премьер-министром, добавляет ее словам убедительности».
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.