Киев, Январь 23 (ПолитНавигатор, Владимир Михайлов) – В 2015 году Украине предстоит выплатить только по старым долгам около 25 млрд долларов. Откуда взять эти деньги – пока не ясно, заявил на круглом столе в Киеве исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор – Киев» в Facebook, Одноклассниках или Вконтакте
«Потребность Украины в финансировании для покрытия долгов в этом году составляет порядка 25 млрд долл. Нужно выплачивать 10 млрд долл внешнего долга, гасить торговый дефицит (дефицит торговых операций) в объеме 4 млрд долл. ожидается, что частный сектор Украины, у которого долг более 100 млрд долл., должен вернуть порядка 12 млрд долл. долгов, возможно, больше. Золотовалютные резервы обмельчали, находятся на историческом минимуме и с трудом покрывают один месяц нашего импорта.
Все это негативно влияет на восприятие Украины иностранными кредиторами. В результате – паника на рынке украинских бондов с начала января. По нашим обязательствам – колоссальный дисконт. В этом году гасятся 0,5 млрд долл. наших обязательств. За 1 доллар этих обязательств сейчас дают около 70 центов. В 2017 году идут к погашению 2,6 млрд долл. За них рынок не готов платить больше, чем 58 центов за доллар», – говорит эксперт.
Сейчас ситуация чуть лучше, чем в начале января – Порошенко договорился с Меркель о возможности получения у Германии 0,5 млрд евро. кредитных гарантий. В Брюсселе было объявлено о возможности помощи (кредитов) для Украины в размере порядка 2 млрд долл. Достигнуто соглашение о гарантиях на 2 млрд долл. с министерством финансов США. Около 0,5 млрд долл. можно получить от правительства Польши и от министерства финансов Японии. «Наше базовое ожидание, что Украина сможет получить от 2 до 3 млрд долл. от других международных финансовых институций, таких как Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк», – говорит Олег Устенко.
Реклама
Таким образом, Украина сможет получить 6-8 млрд долл. при потребности в 25 млрд долл. «Поэтому надо где-то найти порядка 19 млрд долл. на этот год. Текущая программа МВФ, по которой мы получили 3,6 млрд долл., в прошлом году давала бы возможность закачать в страну порядка 10-12 млрд долл. Но Украине все равно пришлось бы дополнительно искать еще 6-8 млрд долл. В противном случае есть большой риск, что МВФ не сможет реализовывать свою программу в Украине – мандат МВФ не дает возможность финансировать те страны, которые не в состоянии покрыть денежный дефицит, который в случае Украины составляет порядка 6-8 млрд долл.
Есть два сценария развития ситуации. Оба базируются на том, что дополнительных денег получить от западных институций и западных стран будет крайне сложно, если вообще возможно. Первый – закрытие существующей программы stand-by, по которой сейчас живет Украина, и по которой мы получали деньги в прошлом году, и открытие новой программы финансирования, которая даст возможность закачать в 2015 году порядка 18 млрд долл. Второй – корректировка в существующей программе. Это более вероятно, поскольку требует меньше бюрократических процедур. Тогда к существующей программе добавляется порядка 6 млрд долл. и Украина в 2015 году сможет получить порядка 18 млрд долл», – говорит Олег Устенко.
У Украины не так много времени для поиска средств. До марта Киев должен вернуть 1,5 млрд долл. суверенных и квазисуверенных долгов, а в апреле – еще 1,5 млрд долл. Есть еще фактор неизвестности – 3 млрд долл. которые Украины должна России, поскольку ее долг уже выше 60% ВВП. «Россияне имеют карты на руках, чтобы потребовать от нас проплаты по евробондам», – считает Олег Устенко.
Даже если Европа поможет выплатить этот долг, остается не ясно, что делать с остальными.
Кроме того, Украина вошла в фазу стагфляции – ВВП резко снизился и будет продолжать снижаться в этом году. Поэтому правительство столкнется с необходимостью реструктуризации долгов по евробондам – у Украины сейчас около 19 млрд долл евробондов, значительная часть которых на руках у нескольких частных владельцев, основным из которых является американская Franklin Templeton (почти 5 млрд долл).
Дефицит государственных финансов в 2014 составил 12% ВВП. «Это нестабильная зона. Греки упали в пропасть, когда их долг составлял 13% ВВП», – напоминает эксперт.
Если Украина решит реструктуризировать долг, это будет означать технический дефолт, что отрежет ее от внешних рынков финансирования. «Стоимость заимствования сейчас очень высока – чуть ли не 30% обязательств. Это ненормально даже для бизнеса, а для страны – из области фантастики», – говорит Олег Устенко.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.