70 лет назад Вторая Мировая война завершилась подписанием акта капитуляции Япониив Токийском заливе на линкоре «Миссури». Мир устал от войны. В течение пяти минут делегации союзных государств укоризненно смотрели в глаза делегации страны-агрессора – это были пять минут позора Японии, нескончаемые минуты длиной в вечность. По окончании церемонии представитель США в заключительной речи предложил помолиться за то, чтобы не было больше войн. Советскую делегацию возглавлял генерал-лейтенант уроженец Украины Кузьма Николаевич Деревянко, который своей подписью вывел СССР из перечня воюющих стран.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор – Киев» вFacebook, Одноклассниках илиВконтакте
Путь длиной в сорок лет
Главнокомандующий Иосиф Сталин 2 сентября 1945 года заявил: «Свою агрессию против нашей страны Япония начала еще в 1904 году во время русско-японской войны. <…> Сорок лет ждали мы, люди старого поколения, этого дня. И вот, этот день наступил. Сегодня Япония признала себя побежденной и подписала акт безоговорочной капитуляции. Это означает, что южный Сахалин и Курильские острова отойдут к Советскому Союзу, и отныне они будут служить не средством отрыва Советского Союза от океана и базой японского нападения на наш Дальний Восток, а средством прямой связи Советского Союза с океаном <…>».
На линкоре Миссури завершилась Русско-японская война 1904-1905-х годов
Реклама
В год начала войны, в 1904-ый, на праздник бессребрениковКозьмы и Дамиана, отмечаемый 14 ноября, родился в селе Косеновка Уманского уезда не былинный богатырь Алёша Попович, а сын ХХ века, которому суждено было сражаться с огнедышащим драконом нацизма. Народные сказки о змиях, о битвах на шатких мостах, сказания о славном гайдамацком прошлом дополнили рассказы односельчан-ветеранов русско-японской войны о самураях. Так или иначе, но у мальчика появилась мечта, мечта настолько большая и сильная, что он не мог оставаться в родной деревне.
В октябре 1936 года в Казахстане он руководит перевалочной базой Сары-Озек по доставке оружия Китаю, воюющему с Японией. К этому времени Кузьма Николаевич прекрасный разведчик, знаток нескольких языков, в том числе и японского.Такова была сила детского впечатления и целеустремленность у сына каменотеса, загоревшегося возродить поруганную славу Отечества на Дальнем Востоке. Но до стола с зелёным сукном на линкоре «Миссури» ему ещёпредстояло заглянуть в саму преисподнюю.
В чине майора и с орденом Ленина на груди в 1938 Кузьма Деревянко попадает на «санаторно-курортную» должность начальника хозяйственно-административного отдела разведуправления РККА. Однако бюрократические подковёрныеигры оказались опаснее тысячи злобных баскаков. Репрессии родных, обвиненных в классовой неблагонадежности, угрожают самому Кузьме Николаевичу. Вокруг него все туже сжимается кольцо мрачных обвинений, воздух становится все тяжелей, друзья и знакомые отворачиваются как от прокаженного. Однако не так-то просто одолеть разведчика с полевым опытом работы.
Разобравшись в ситуации и узнав, «откуда ветер дует», Деревянко идет на риск и пишет письмо Климу Ворошилову: «Командование РУ ничего не требует и ничего не обещает; не хвалит и не ругает; не отчисляет и работы не даёт; подозрений и сомнений не обнаруживает, но и доверия не оказывает…Подобное положение считаю недопустимым и издевательским. Оно гнетёт, лишает всяческих прав и оскорбляет меня, как командира, как члена партии, гражданина Великой страны…Быть живым трупом около 5 месяцев и сознавать это не так легко, как представляют себе некоторые бездушные, живущие ещё трупы, оказавшиеся у руководства РУ…».
Обращение возымело действие, и Кузьме Николаевичу удалось вырваться из пасти репрессий. Он просит, умоляет отослать его подальше из этого «санаторно-курортного» ада, и попадает на Советско-Финский фронт.
На фронтах Финляндии
В Советско-Финской кампании Кузьма Николаевич Деревянко смог в полной мере показать себя как разведчик. Он не только блестяще организовывает разведывательно-диверсионную деятельность, но и непосредственно участвует в боевых операциях. Например, он во главе отряда лыжников спасает другой отряд, попавший в засаду. К ордену Ленина добавляется орден Красной Звезды и внеочередное звание полковника. Беспримерную храбрость и находчивость проявляет Кузьма Николаевич и в войне с гитлеровцами. В августе 1941 года организовывает рейд в глубокий тыл немцев и освобождает около двух тысяч заключенных концлагеря под Старой Руссой. Также Кузьме Николаевичу посчастливилось освобождать свое родное село Косеновка.
Но наибольший вклад в победу он смог сделать в должности начальника штаба. За этот труд Деревянка представили ко всем трем «полководческим» орденам: Суворова, Кутузова и Богдана Хмельницкого. Если полководец принимает решения, то начальник штаба должен не только дать информацию, на основе которой решения принимаются, но и организовать работу штаба так, чтобы это был безотказный часовой механизм. Кроме учёта оперативной обстановки на фронте, он должен ещё учитывать особенности очень непростых характеров своих подчиненных. По воспоминаниям сослуживцев, Кузьма Николаевич никогда не повышал голос, был подчеркнуто вежлив, и, в свою очередь, умел внушить уважение к себе.
Когда он приближался к столу для подписания акта о капитуляции Японии на линкоре «Миссури», американские матросы, видевшие его впервые, те самые, что минуту назад посмеивались над «детскими» форменными шортами Дугласа Макартура, представителю Советского Союза восхищенно аплодировали.
Мечта о мире
Многие историки, да и сам Кузьма Деревянко, задавали себе вопрос: почему Иосиф Виссарионович выбрал для завершения Второй мировой войны из десятков кандидатур, включая маршала Жукова и маршала Василевского, который вёл бои с японцами, неприметного генерал-лейтенанта… Ответ лежит на поверхности. Страна победоносно завершала войну вместе с союзниками, следовательно, нужны были дипломаты, а не полководцы. Для того, чтобы разжечь войну, много ума и усилий не нужно. Зато сколько необходимо времени, терпения, выдержки, интеллекта, чтобы достичь мира. И в этом деле Сталин мог положиться только на Кузьму Деревянка, знающего языки, людей, и блестяще проявившего себя во время дипломатической работы в Вене…
Кузьма Деревянко всегда был душой любой компании
Кузьма Деревянко не просто исполнил свою детскую мечту, восстановив доброе имя Отечества, за которое в 1904 году погибали его земляки-украинцы на сопках Маньчжурии. Оставаясь в Японии до 1952 года для того, чтобы следить за соблюдением капитуляции, он смог стать мостиком между очень разными народами.
Прожил Кузьма Николаевич чуть больше пятидесяти лет. Пусть и не прямо, но убили его американцы… На руинах Хиросимы и Нагасаки, он был поражен лучевой болезнью, от которой и умер 30 декабря 1954 года…
В Косеновке, его родном селе, возле усадьбы-музея,был посажен рядом куст калины и дерево сакура как символы единства двух народов. Сакура, декоративная вишня с очень красивыми, нежно-розовыми и очень быстро опадающими цветами, дарит человеку вдохновение красиво жить. Калина даже в самые лютые зимы цепко держит гроздья своих ярких ягод. Украинский мальчик так крепко вцепился в свою мечту, что прожил всю свою жизнь по-настоящему красиво.
Сегодня наша мечта о мире в Украине – это мечта и о таких людях, как Кузьма Николаевич Деревянко.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.