Как я в России научился заботиться о природе и экологии. Записки галичанина
«ПолитНавигатор» продолжает делиться впечатлениями жителя Галичины, который переехал в Россию, работает в Санкт-Петербурге и статьи которого мы регулярно публикуем.
На момент моей жизни в домайданной Украине какой-либо культуры утилизации, рационального использования вещей и сортировки отходов не было. Что-то помнили из времён СССР, что нужно сдавать металлолом, стеклотару и макулатуру. Кроме охотников на металлы, остальное не особо прижилось.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Украина стремилась в Европу, но очень многие европейские направления и веяния попросту игнорировались. С пафосом преподносилось лишь то, что можно красиво преподнести на камеру — автобаны, пешеходные улицы, отдельные элементы благоустройства и урбанистики, евроремонты.
Отбрасывалось всё остальное, что не вызовет восторженные слюни у простого обывателя, который в последствии должен ради этого самого восторга правильно проголосовать на выборах за кандидата-евроинтегранта. Ведь если кандидат будет обещать не только радости, но и обязанности, то за него никто не проголосует.
Поэтому во Львове и области горы мусора были обыденным явлением. Запустить мешок с отходами в кусты или куда-то под забор не было чем-либо зазорным. Дворники справлялись, как могли, а иной раз и не справлялись. Места массового отдыха, особенно летом, быстро превращались в помойки.
Народ был уверен, что чистота и экологичность — забота кого-то другого, но не их самих. Где живём — там и гадим, таков был лозунг большинства. При этом какой-либо брезгливости от свинарника особо никто не испытывал. С момента моего отчаливания из родных краёв мало что изменилось, невзирая на все проевропейские потуги.
Особенно отличился родной Львов во времена «мусорной блокады», когда мэр Садовой был наказан Порошенко и компанией за несговорчивость. Горы мусора лежали на улицах неделями и вывозить их было некуда.
Львов во время мусорной блокады 2016 года.
Но потом как-то справились. Контейнеры для раздельного сбора хотя бы пластиковых бутылок появились, но обыватель не совсем понял их предназначение. Если сравнить эту ситуацию с соседней Польшей, становится красноречиво понятно, как на самом деле далека Украина от Европы и европейских ценностей.
Львов до мусорной блокады.
В России культура правильной и рациональной утилизации отходов тоже в зачаточном состоянии, но на фоне вышеупомянутых воспоминаний есть прогресс. Следует отметить, что я не говорю об экологичности в том токсичном понимании, как это несут глобалисты с их Гретой Тунберг. Я не вижу никакого смысла в отказе от автотранспорта или атомной энергетики. Но вот не заполнять свалки тем, что ещё может послужить и пустить на вторичную переработку то, что этому подлежит — почему бы и нет?
Отчасти этому способствовала сложная жизнь на первых порах. Многие из тех вещей, которые можно было просто выбросить, я пытался продать хоть за какие-то копейки. На удивление, ценители находились и буквально на пустом месте удавалось сообразить пару сотен рублей на пропитание.
В дальнейшем я по прежнему стараюсь дать ненужным вещам вторую жизнь, и не столько ради денег, сколько ради того, чтобы не добавлять лишнего на помойку. Многим лень таким заниматься, ведь намного быстрее всё лишнее вынести на помойку, чем ждать визита хламьёвщиков. Тем не менее, нередко у меня забирали совсем, казалось бы, ненужные вещи, и находили им применение.
Отдельное развлечение — это раздельный сбор мусора. Предварительно необходимо ознакомиться с маркировками на разных видах пластика и сортировать их согласно подтипам. Иной раз бывает трудно разобраться, но со временем уже можно различать не вникая. После чего всё отсортированное привезти в определённые точки сбора.
Для многих это звучит как абсурд, ведь надо ещё куда-то ехать, чем просто бросить в ближайшую помойку. Но лично для меня это не составляет труда, тем более привозить можно раз в пару недель или вообще раз в месяц, по мере накопления.
Разумеется, в доме появилась лишняя тумбочка под эту самую сортировку, что тоже может отбить желание тем, у кого места под неё не найдётся, или родственники не поймут стремлений.
Что же до экологических контейнеров у дома, с этим даже в Петербурге плохонько при всей околостоличной инфраструктуре. Что-либо кроме обычной помойки, встречается далеко не на каждом углу. Проще всего найти контейнеры для пластика, стеклотары, пластиковых крышечек и отработанных батареек.
Но если заниматься сортировкой по всей строгости, то колесить по всему району в поисках всех возможных контейнеров — не вариант. Тут предусмотрели разные централизованные пункты приёма и даже такое явление, как «экотакси». Как бы то ни было, это скорее хобби и скорее всего подойдёт не каждому. Если впахивать по 12-14 часов каждый день (а это, увы, суровая действительность для многих в России), то ни времени, ни усилий на экологию не останется.
Тут уже можно найти противоречие. Если ради экологии нужно везти отходы в пункт сбора на машине и жечь неэкологичное топливо, вместо того, чтобы пешком вынести всё до ближайшей мусорки, то где же выгода?
Могу аргументировать тем, что негативные последствия выхлопных газов куда меньшее зло, чем накопление неразлагающегося пластика. Конечно, в России пока нет очевидных последствий такого накопления, и волнами из Финского залива не выносит горы пластиковых бутылок так, как это происходит где-то на океанских островах. Но это не повод тянуть до той поры, пока это начнёт происходить.
Отдельные торговые сети предоставляют бонусы и скидки участникам экологических акций. Поэтому карикатурный сбор бутылок за копейки снова стал актуальным. Правда, занимаются этим не бомжи, а скорее представители прогрессисткого бомонда. Разумеется, никаких серьёзных денег так не заработать, но скидка в пару сотен рублей на продукты обеспечена.
Местами возникает противоречие, когда отдельные участники эко-тусовки ездят на акции сбора слишком часто ради бонусов, нежели это требовалось бы по мере накопления отходов. Тут уже каждый идёт на сделку со своей совестью и моралью.
Отдельное течение, которое мне пришлось по душе, — это «осознанное потребление». К сожалению, постсоветское общество до сих пор исповедует многие перестроечные стереотипы о богатстве и статусности, которые обычно опираются тупо на количество потраченных впустую денег.
Ценности общества потребления крепко вошли в менталитет постсоветских стран и не отпускают до сих пор. Меня удивляет, насколько это примитивно, но чем больше всего ты скупил, тем ты круче.
Чтобы хлам не накапливался, всё становится одноразовым и новый айфон надо покупать каждый год, иначе стыд-позор. Всё это лишь производит огромные горы мусора, ведь вещи списываются в помойку намного раньше, чем пришёл их срок. Мне это решительно непонятно, и потребительский моветон я перерос уже очень давно.
Для меня нет понятий статусности или напускной новизны. Если вещь работает исправно и выполняет свою функцию, то зачем мне её менять на точно такую же по возможностям, только новую? Не вижу никакого смысла. Мой предыдущий смартфон служил мне почти 10 лет, и лишь за этот срок он устарел морально и не тянул современные функции.
В равной степени, за столько времени он износился достаточно, чтобы его выбросить — заряжать его стало невозможно. После этого я купил простенький смартфон за 5000 рублей, который служит уже третий год. Я не переживаю что он упадёт или поцарапается, это простая бытовая техника, а не признак статусности. За цену нового айфона я мог купить таких свыше десяти штук! И прослужили бы они в совокупности 30 лет, за исключением деградации аккумуляторов.
У меня есть немало бытовой техники, которая служит очень много лет подряд. Да, в определённой части это обусловлено не столько заботой об экологии, сколько банальной экономией денег. Но это тот случай, когда и приятно, и полезно.
В равной степени я не понимаю гонки за новыми машинами. Ничего нового там давно уже не придумать. А всё то, что выдаётся за современный технический прогресс, по факту является баловством, типа огромных мультимедийных экранов или избыточной автоматизации тех функций, которые не нужно автоматизировать. Я проехал несколько тысяч километров на машине за 40 тысяч рублей, нигде не застрял, не пострадал и не вернулся обратно пешком по шпалам. Что я делаю не так?
Да, можно возразить, что старые машины производят больше выхлопа и потребляют больше топлива. Но увы, единственный экологичный личный транспорт — это велосипед. Электромобилям предоставляется слишком много надежд, но ни производство аккумуляторов, ни их утилизация не являются процессами, безвредными для природы.
Конечно, в масштабах мегаполиса это дало бы разницу в снижении загазованности, но на этом все плюсы «электричек» и заканчиваются.
Отдельным пунктом я отмечу сугубо маркетинговые ограничения по части личного электротранспорта. Например, я могу перевести бензиновый автомобиль на газ и улучшить его экологическое влияние. Но почему-то не могу перевести на электромотор, меня попросту задушат на этапе сертификации и постановки на учёт.
Это один из множественных прецедентов, когда алчность и жажда наживы препятствует улучшению экологичности (вместо модернизации старой техники, навязывается покупка новой), и явления эти абсолютно одинаковы как в России, так и на Западе.
Ещё один хороший способ пристроить ненужные вещи, если речь идёт об обуви или одежде, — отдать их в пункты сбора вещей для бездомных или иных проблемных слоёв населения. Аналогичные акции есть у некоторых зарубежных магазинов одежды, когда за старую вещь дают скидку на новую.
Увы, не во всех акциях благотворительности или экологии можно быть уверенными. Вполне вероятно, что одежду, обещанную бездомным, повезут продавать в какой-нибудь секонд-хенд. А рассортированный вами мусор свалят в один общий контейнер и вывезут на ту же свалку, где бы он оказался и из обычной помойки.
Но в данный момент подобный беспредел встречается редко, насколько мне известно. Связанные с экологией манипуляции бывают и на высоком уровне. Не так давно в сети гулял очередной призыв о том, как ужасно портит воздух в Петербурге конкретно личный легковой транспорт. Следуя этой логике я пришёл к выводу, что любой грузовой и не-личный транспорт приводится в движение исключительно усилием мысли, и не даёт никаких выбросов в атмосферу. Что, конечно же, глупость.
Тут мы видим, как городские власти хотели бы усидеть на двух стульях: и экологию улучшить, и бизнесу не перейти дорогу. Потому всякие огромные самосвалы девелоперов и туристические автобусы отелей, а также потешный экскурсионный флот и миллионы таксистов будут и дальше коптить небо, а отдуваться за них будет простой обыватель со своей личной машиной и ездой в личных целях.
Уже молчу про товарные поезда и самолёты, рейсы которых не остановили даже военные действия, так и не остановят идеи о защите природы. Прискорбно, что по сей день в России встречаются настолько примитивные манипуляции. Впрочем, и транспортный налог почему-то рассчитывается только от мощности двигателя, без оглядки на вес автомобиля. Хотя мощный мотор, перевозящий пять человек и перевозящий десятки тонн груза, несут совсем разные последствия для атмосферы. Но кого бы это волновало?
В целом, ситуация с защитой природы и собственного здоровья в России имеет явный прогресс, и мне приятно вносить свою скромную лепту. Увы, не только умеренным потреблением и сокращением отходов простых людей достигается ощутимое улучшение жизни. И государству не мешало бы здраво и логично ограничивать бизнес в этом же ключе. При этом, избегая откровенной истерии и абсурда под прикрытием экологии, как это происходит в том же Евросоюзе.
Вопрос лишь в том, насколько долго мы будем ждать этих подвижек, и успеем ли застать их при жизни, или скорее их застанут наши внуки.
Типичный пляж Львовской области.
И уж тем более не следует наступать на грабли моей малой Родины, где вместо европейского опыта переработки отходов, страна превратилась в полигон по утилизации устаревшей военной техники со всего мира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: