Изгнание и геноцид: Прошел день траура по убитым хорватами сербам
4 августа в Сербии отдали дань памяти жертвам одной из крупнейших этнических чисток после Второй мировой войны на просторах Европы – хорватской операции.
В стране объявлен день траура. 27 лет назад за компанию, которая длилась всего пять дней, около 250 тысяч сербов из региона Сербска Краина было изгнано из своих домов, некоторые деревни были полностью уничтожены вместе с их жителями.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Тогда хорватам помогали и боснийцы – часть армии БиГ. Жертвами гонений стали свыше двух тысяч мирных жителей.
Корни этой ненависти стоит искать еще до Второй мировой, однако именно тогда она расцвела буйным цветом. Достаточно вспомнить лагерь смерти Ясеновац, только на территории которого погибло около 700 000 сербов.
На мемориал на месте лагеря немногим более двух недель назад не пустили сербского лидера Александра Вучича, чтобы он мог хотя бы в частном порядке, отдать дань памяти замученным соотечественникам. В итоге ему было жестко отказано. Интересно, могли бы израильского лидера не пустить в Освенцим?
Ситуация с Хорватией напоминает то, что происходило на Украине последние десятилетия, когда бандеровские преступники и палачи приравнивались к национальным героям. «Буря», по словам хорватской пропаганды, является абсолютно нормальным продолжением «борьбы за независимость».
Ненависть к сербам сейчас культивируется в молодом поколении хорватов.
Достаточно это понять, просто оценив детскую настольную игру «Oluja» по мотивам операции и усташскую форму для малышей.
Это то же самое, что в Германии бы детей одевали в униформу «СС». Стоит ли удивляться, что следующая генерация хорватов вырастет на мощной почве сербофобии.
Начало «Бури» для хорватов – это их извращенный «День Победы», когда они распевают песни об убитых ими сербах (достаточно почитать их тексты – нацистские идеи в них особо подчеркиваются), горланят свои фашистские лозунги типа «Сербов на вербы» (так призывали вешать представителей, по сути, братского народа) и «Za dom spremni» (За Родину готовы!) по типу фашистского «Sieg Heil!».
Ненависть к сербам и президенту Вучичу порою достигает чудовищных размеров. Так, в кафе на хорватском острове Брач на каждом фискальном счете помимо стандартных цифр в годовщину «Бури» печатается надпись «Смерть Вучичу – Да здравствует Хорватия!».
Выступая на траурном митинге в Нови-Саде, посвященном трагическим событиям почти 30-летней давности, к населению обратился президент Сербии Александр Вучич.
«Из-за ситуации на Украине многие против нас объединились, они думали, что у них есть возможность снова начать уничтожать сербский народ. Они думали, что это было хорошее время, но ошиблись в одном. Это не Сербия поражения, это не та Сербия, которая будет бояться вас и не устоит перед вами.
Мы защитим Сербию и ответим на их истерию, ложь и угрозы терпеливо, но и решительно. Мы никогда не забудем страдания краинца. Не угрожайте нам больше!.. Никогда больше молчанием не будут покрываться преступления против нашего народа», – заявил Вучич.
По его словам, позорно забывать подобные ситуации, история должна храниться в народной памяти. Долгое время это преступление прежние власти страны усиленно старались предать забвению.
«В течение многих лет в Сербии некому было вспомнить о наших жертвах, некому было сказать, что они бомбили те колонны, убивая детей и стариков, маленьких братьев и сестер», – подчеркнул сербский лидер.
Он также отметил, что не допустит переписывания истории.
Милорад Додик, сербский член Президиума Боснии и Герцоговины, также обратился к собравшимся.
«Девять лет назад президент Сербии Александр Вучич учредил этот День памяти, чтобы жертвы никогда не были забыты. Сербы из Краины не исчезли, мы потихоньку восстанавливаемся здесь и в Республике Сербской, где их 56 тысяч. Мы поднимаемся, чтобы иметь возможность сказать, что мы не хорваты и не боснийцы, а всего лишь сербы.
Я родился в Баня-Луке, но моя страна Сербия, у меня нет другой страны и другой идентичности. Однажды наше сербское и национальное единство должно случиться. Судьба сербов сложна. Но мы не должны позволять никому больше управлять нами. Нам нужно собраться вокруг руководства государства и знать, что колонн беженцев не будет, если Сербия нас защитит, а Сербия может защищаться только в том случае, если она сильна.
Мы убивались хорватами во время Второй мировой войны, а также в этой гражданской войне. Отношение к сербам в этой стране осталось прежним и по сей день, потому что хорватское государство так и не вернуло имущество сербам. ЕС им там тоже помогал, это был грабеж, который продолжается и по сей день… Я был избран от имени народа, чтобы защищать наш народ. Я сделаю это, невзирая на санкции и угрозы», – сказал Додик.
Министр внутренних дел Александр Вулин заявил сегодня, что операция «Буря» была преступлением, которое Бог может простить, но сербы не могут ни простить, ни забыть.
«Буря» не является позором для Хорватии, это просто продолжение позорной политики поколений хорватских властей по истреблению сербского народа. «Буря» – позор ООН, потому что изгнанные сербы жили в зонах под защитой ООН, без оружия и защиты.
«Буря» позорит ЕС, потому что он ни разу не произнес ни слова осуждения в адрес своего члена, который празднует крупнейшую этническую чистку в Европе после Второй мировой войны и восстанавливает усташские символы и усташские обычаи по отношению к сербам.
Буря» — это позор Гаагского трибунала, потому что он объявил штурм преступлением, но не осудил преступников», — сказал Вулин.
Экс-глава МИД Югославии Живадин Йованович считает, что намерение хорватов изменить историю стало своего рода парадигмой и что теперь хорваты пытаются представить себя жертвами якобы сербского геноцида. Он заявляет, что эти оценки аналогичны тем, что в «Буре» и массовом исходе из Сербской Краины виноваты сами сербы.
«Хорваты сейчас находятся в фазе лобовой атаки на исторические факты, опираясь на те новые европейские тенденции, так как сейчас настал момент тотального пересмотра и отрицания всех установленных фактов. Это не следует понимать как что-то актуальное, а нужно понимать как тенденцию», — отметил Йованович.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.