Сюрприз от заокеанских друзей, приуроченный, видимо, ко дню независимости Грузии (отмечается государством 26 мая), весьма парадоксален. Речь идет о внесенном конгрессменами в Палату представителей США двухпартийном законе Megobari Act (закон о мобилизации и расширении возможностей Грузии для построения подотчетности, устойчивости и независимости).
Парадоксальность «подарка» стратегических партнеров состоит в том, что закон со столь безобидным названием (мегобари в переводе с грузинского – друг), по признанию комитета сената США по международным отношениям, является ответом на принятый грузинским парламентом законопроект об иноагентах и предполагает пересмотр Вашингтоном стратегии в отношении Грузии.
Закон, с одной стороны, предусматривает усиление надзора за правительством Грузии и его связями с Россией, «другими авторитарными режимами» и содержит пакет санкций против лиц, способствующих откату от демократии, с другой же – сулит визовую либерализацию и льготный режим торговли между Грузией и США при условии, если, как говорится в заявлении хельсинской комиссии, «Грузия продемонстрирует значительный и устойчивый прогресс в укреплении демократии, о чем будут свидетельствовать, как минимум, справедливые и свободные выборы и сбалансированная предвыборная среда».
Если оппозиционно настроенная часть грузинского общества рассматривает реакцию Вашингтона на инициированный правящей «Мечтой» закон «О прозрачности иностранного влияния» вполне естественной, то представители официального Тбилиси считают, что стратегический партнер не должен разговаривать с независимым государством на языке шантажа и вводить санкции против политиков только потому, что избранный народом Грузии парламент принимает законы, препятствующие финансированию из-за рубежа планов НПО и радикальной оппозиции по свержению легитимной власти.
Разумеется, достойна уважения позиция правящей политической силы не разменивать суверенитет страны на какие-то визы, хотя вряд ли власти Грузии не предвидели крайне жесткую реакцию (вплоть до открытых угроз) западных «партнеров» на закон об иноагентах.
«Америка не прощает ложь и фарисейство. Когда у нас записано в Конституции, что мы стремимся в НАТО и Евросоюз, западный демократический мир помогает нам, тратит на нас деньги, чтобы мы достойно прошли свой путь, а мы вдруг врем и уничтожаем всю их помощь, смеемся над ними. Конечно, в таком случае нужно ожидать такой ответ», – заявил по этому поводу бывший госминистр а ныне оппозиционер Паата Закареишвили.
Реклама
Можно, конечно, поспорить насчет помощи, оказываемой в весьма сомнительных целях, но нельзя не согласиться с Закареишвили, что щедрость заокеанских друзей, как бы парадоксально это ни звучало, не может быть безвозмездной. Беспринципность и непоследовательность в большой политике, да и не только в ней, безнаказанными остаются лишь до поры до времени.
Но не шантаж, угрозы вышеуказанными санкциями и даже не устрашающие намеки на возможные ликвидации лидеров правящей партии (один из еврокомиссаров шантажировал премьер-министра Грузии, что он разделит судьбу его словацкого коллеги Фицо, в которого недавно стреляли) и высших должностных лиц со стороны еврочиновников являются настоящей карой за неправедную политику, а вызванные последней недовольство и протесты народа, пусть даже оболваненного и заблудшего.
Свидетельством сказанному служат непрекращающиеся в столице Грузии митинги противников сильно запоздалого инициирования грузинским правительством законопроекта «О прозрачности иностранного влияния».
В связи с тем, что большинство участников протестных выступлений составляют студенты, да и школьники, премьер Ираклий Кобахидзе недавно, как известно, обратился к молодежи с открытым письмом.
Обрисовывая в последнем усредненный образ искреннего, но заблуждающегося сторонника оппозиционных сил, глава правительства заключает, что виной тому является невысокий уровень интеллекта, формирующегося благодаря влиянию профессуры небезызвестного в Грузии университета имени Ильи (бывший педагогический институт), являющегося настоящим рассадником либерализма.
При этом Кобахидзе не говорит о том, что не только названный ВУЗ, а практически вся система образования в Грузии является обителью для кадров, взращенных и взлелеянных соросовскими фондами. Вот этим деятелям высшей и средней школы отдано на откуп молодое поколение страны, и было бы чудом, если бы оно в большинстве своем не ошибалось, не заблуждалось и не тешилось иллюзиями относительно политической перспективы Родины.
Властям Грузии следовало бы признать, что причины заблуждения и растерянности не только молодежи, но и немалой части грузинского общества кроются в их же нечеткой идеологической внешнеполитической линии, проводимой на протяжении вот уже 12 лет. Чего стоит хотя бы тот факт, что партию, позиционирующую себя как политическую силу левоцентристкого толка и стремящуюся к присоединению к единой семье европейских социал-демократов, с 2015 по 2018 год возглавлял Георгий Квирикашвили, не скрывающий свою приверженность правой идеологии.
Парадоксальным выглядит и то обстоятельство, что основателем политической силы, стремящейся к интеграции в евроатлантические структуры, является миллиардер Бидзина Иванишвили, всеми признаваемый русским олигархом.
Последний, кстати, еще 2013 году, будучи премьер-министром, как-то заявил:
«Если у Евразийского союза будут какие-нибудь совпадения с интересами нашей страны таким образом, что это не будет противоречить озвученной Грузией основной стратегии, в будущем рассмотрим и этот вопрос. И еще раз повторяю: почему бы и нет».
Не раз ошарашивали грузинскую общественность и кадровые решения «Грузинской Мечты». Так, Иванишвили, в 2013 году предложивший народу Грузии в качестве кандидатуры на пост президента страны «философа» Георгия Маргвелашвили, позже сам поражался этому недоразумению.
А на церемонии празднования независимости грузинского государства премьер Кобахидзе, который, судя по тому, в каком контексте им зачастую используется слово «большевизм», считает его ругательным, даже не пытался скрывать презрения к потомственной меньшевичке Саломе Зурабишвили, которая в качестве президента была навязана грузинскому народу лидерами правящей партии.
Кадровая политика «Грузинской мечты», соответствующая требованиям коабитации, обусловила маргинализацию граждан, бескомпромиссных к режиму Саакашвили, с одной стороны, с другой же – создала благоприятные условия для вредительства и саботажа решений правящей политической силы явными и латентными сторонниками радикальной оппозиции, которыми переполнены административные и силовые структуры вместе со спецслужбами страны.
Непростую ситуацию, в которую не без помощи западных друзей загнала себя «Грузинская мечта», усугубляет и высокая степень разочарования ею тех, кто пострадал от фашистского режима «нацдвижения» и за 12 лет правления команды Иванишвили так и не дождался обещанного восстановления справедливости. Излишне, наверное, говорить о настроениях подавляющей части грузинских семей, которых спасают лишь заработки эмигрировавших из страны родственников.
Общая картина, сложившейся в стране ситуации такова, что правящей политической силе стоит задуматься над более глубокими причинами апатии одной части общества и протестных выступлений – другой, чем низкий IQ молодых сторонников радикальной оппозиции, ведь уровень их интеллекта – результат как господствующей в стране системы образования, так и качества жизни грузинского общества.
И как тут не заблудится, не растеряться, не сбиться с истинного пути. Ведь рядовому гражданину непросто разобраться в не отличающейся четкостью и последовательностью идеологической и внешнеполитической позиции самой правящей политической силы.
Хочется верить, что лидеры «Грузинской мечты» не поддадутся попыткам подкупа, угроз и шантажа со стороны западных «друзей» и преодолеют президентское вето, наложенное на закон о «Прозрачности иностранного влияния». Что ж, ждать осталось недолго…
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.