Просмотров:3055

Your browser doesn’t support HTML5 audio

Главная скрепа: чем важна борьба за День Победы и связанные с ним ритуалы

Наступающая завтра очередная годовщина Дня Победы и информационно-пропагандистский фон, сопровождающий памятные мероприятия по этому поводу в нынешнем году – отличный повод для честного разговора о месте и роли этого праздника в национальной памяти России и окружающих ее стран и народов.

Прежде всего, базовая оговорка. Не подлежит никакому сомнению и подтверждается данными абсолютно всех социологических контор – от лоялистов до иноагентов – что 9 мая в нынешней России едва ли не основная государствообразующая скрепа, делающая огромные разбросанные по большой территории  Евразии массы людей единым народом. Второй по значению такой скрепой является разве что русский язык.

При этом следует понимать и другое: большая часть нынешнего ритуального оформления и наполнения этого праздника сложилась уже в наше время и является плодом усилий не наших предков, а нас самих. Все то, с чем ассоциируется 9 мая у современников – начиная от георгиевских лент и заканчивая «Бессмертным полком» в каждом городе – это не какая-то унаследованная от прошлого традиция, а плод самодеятельности нас сегодняшних. Если хотите – новодел. Абсолютно без какого-либо негатива в этой констатации.

Но именно по этой причине, а не только лишь в силу злобной русофобии и антисоветизма все соседние лимитрофы за исключением Белоруссии, кто рьяно и нахрапом, а кто медленно и тихой сапой борется с привычным нам ритуалом празднования 9 мая или даже с самим этим праздником, как это происходит сейчас на Украине, где местные националисты наконец-то выполнили свою давнишнюю мечту и официально перенесли празднование с 9 мая на 8-е.

По факту на наших глазах, по мере отказа бывших республик СССР от права первородства и со-участия в той Победе, 9 мая потихоньку превращается из общей скрепы многонационального советского народа в чисто русский национальный праздник. В одну из исторических дат победы русского оружия, примерно как день битвы при Бородино.


Реклама


Это, конечно, не означает, что там, на ставших самостийными просторах экс-СССР не осталось людей, для которых 9 мая – святая дата и их личный семейный праздник. Конечно, нет. Там – в Украинах, Молдавиях, Казахстанах, Армениях или Эстониях таких людей – все еще миллионы, несмотря на все многолетние усилия по переписыванию истории.

Просто в этих странах данный праздник отделился от государства и официального нарратива, став праздником сугубо народным. Причем, с каждым годом все больше ассоциирующимся сугубо с Россией, как часть российской мягкой силы. При этом, что важно, соучастие граждан стран СНГ в этом празднике становится тем звеном, которое связывает их с Россией и нашим общим прошлым даже вопреки господствующим мелконационалистическим установкам.

Именно по этой причине в Прибалтике не только сносят военные мемориалы, но даже запрещают возлагать цветы на пустые постаменты или просто землю, на месте которой стояли снесенные памятники. По факту каждое такое 9 мая – это своего рода неофициальная перепись тех, кто не забыл времена нашего единства и не отрекся от общей на всех памяти, еще не растасканной и не приватизированной по кусочкам.

В этом смысле нынешняя борьба за то, чтобы празднования как минимум на территории бывшего Союза проходили по принятому в России ритуальному шаблону и, фигурально выражаясь, по российскому дресс-коду, имеет первостепенное значение.  Ведь именно такая унификация позволяет сохранить общую память и не дать окончательно расползтись по швам этой стареющей от времени социальной ткани, которую практически ничего уже не держит воедино. Лишь Церковь да 9 мая.

Часто можно услышать: ну какая, мол, вам разница, как именно и когда празднуют где-нибудь в Ереване или в Астане или в Кишиневе День Победы. Ну, 8 мая, а не 9-го, подумаешь.

Между тем, разница эта колоссальная и содержательная. 8 мая  – это день капитуляции немецкого командования перед западными союзниками. Принятая англо-американскими генералами и оглашенная президентом Труменом после подписания  соответствующего акта в Реймсе.

То есть, 8 мая – это день победы США над Третьим Рейхом. И именно его теперь празднуют официально на Украине и много еще где. А вот советская сторона приняла капитуляцию 9 мая. И символически именно этот день – день нашей победы.

Согласитесь, если твой предок – советский солдат той войны, есть разница – праздновать День победы США или День Победы СССР. Даже если и то, и то – День Победы.

Аналогично – с Бессмертным полком и лентами, будь трижды неладны бесконечные, как у попа была собака, споры о том, гвардейские они или георгиевские.  Хотим мы того или нет, но именно этот утвердившийся и самое главное – принятый народом ритуал стал неотъемлемой частью бренда 9 мая именно как русского (а в анамнезе советского) праздника. Это то, что отличает наш день Победы от аналогичных памятных мероприятий где-нибудь в Париже, Берлине или Вашингтоне с Лондоном.

Другое дело, что, как и в любом деле, не стоит доводить ситуацию до абсурда и маразма, украшая георгиевскими лентами стрип-бары или салоны ритуальных услуг, как и проводить шествия с портетами дедов, бравших Берлин, где-нибудь в Индонезии, в Таиланде или на Филиппинах, где они никому ничего не демонстрируют – просто потому, что местная история – совершенно про другое.

Там, в Азии, нужно делать акцент на мемориальных мероприятиях посвященных победе над Японией. Поскольку местные народы боролись именно с японцами и именно японцы, а не немцы, которых они в глаза не видели, были для них оккупантами, и ужасы той войны ассоциируются там именно с японскими зверствами, а не с немецкими концлагерями.

Так исторически вышло, что мы с вами по праву являемся наследниками победителей в обеих войнах – и над Германией и над Японией. И не стоит этого забывать, акцентируя внимания на одном лишь западном направлении.

Ну и, наконец, еще один урок из происходящего сегодня. Как бы нам ни было больно и обидно от происходящей сегодня несправедливости, когда какие-нибудь поляки в прямом эфире демонтируют памятники нашим солдатам, а в Берлине запрещают использовать советскую и российскую символику 9 мая, нам все же придется смириться с тем, что насильно мил не будешь.

Как не заставишь никого насильно считать себя освободителем. Такие вещи лечит только время, набитые шишки и наступившее по итогам переосмысление. Но сейчас в восточной Европе до подобного переосмысления еще далеко.

Я это к тому, что нынешние попытки Москвы зачастую в истеричной тональности учить младонатовцев и младоевропейцев тому, как надо праздновать 9 мая – контрпродуктивны. Любви к России это не добавит, и помочь защитить наши оставшиеся мемориал тоже не поможет. Эти страны уже стали охвостьем НАТО и потому вполне естественно, что празднуют они не нашу, а западную победу. И делают это по своим правилам и церемониалам.

Это не говоря уже о том, что для значительной части европейцев 9 мая не является Днем Победы, а, скорее, Днем поражения этих стран, бывших в годы 2МВ по другую сторону фронта, нежели победители.

Боюсь, что единственным и самым лучшим аргументом в этом вопросе может быть лишь демонстрация нашей силы и мощи в моменте. Здесь и сейчас. И не на словах и в грозных заявлениях, которым уже никто не верит, а делом и на практике. Грубо говоря, поверженный Зеленский был бы куда большим аргументов в пользу сохранения наших памятников в какой-нибудь Польше, нежели сотня заявлений МИДа.

Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.

Последние новости
Загрузка...
Ошибка сети...

Все новости за сегодня
Новости - RU.BANGANET.COM