Несмотря на опасения массовых протестов, воскресные всеобщие выборы президента и парламента в Турции прошли достаточно тихо и разрушили планы оппозиции победить в первом туре. Наоборот, Национальное собрание осталось под полным контролем ПСР и «Республиканского альянса», а Эрдоган лидирует по количеству собранных голосов и намеревается окончательно закрепить свой успех уже во втором туре голосования через две недели.
Согласно официальным данным Высшей избирательной комиссии республики, озвученным после обеда 15 мая, в результате подсчёта 99,85% бюллетеней Реджеп Эрдоган получил – 49,51%, его главный соперник Кемаль Кылычдароглу – 44,88%, а этнический азербайджанец, окончивший МГИМО Синан Оган – 5,17%. Отличительной чертой стала очень высокая явка, которая составила 88,92% внутри страны, а за границей 52,7%.
В итоге никто из кандидатов не набрал больше 50-ти процентов, чтобы пройти с первого раза, и страну ожидает второй тур президентских выборов, которые состоятся 28 мая. Но уже сейчас подтвердились прежние оценки, что за действующего президента проголосовали жители центральной или внутренней Анатолии, в основном из малых городов и сельской местности, тогда как за лидера прозападной оппозиции отдали свои голоса обитатели богатых западных провинций и крупных мегаполисов, а также курды и жители ряда восточных регионов, граничащих с Сирией, Ираном и Ираком.
Интересно, но турки, проживающие в Германии, Франции и Нидерландах проголосовали за Эрдогана, тогда как в Азербайджане и России предпочли Кылычдароглу.
Реклама
Но самое главное то, что при голосовании в Национальное собрание Турции «Республиканский альянс» во главе с президентской Партией справедливости и развития (ПСР) – получил 49,46%, или около 323 из 600 мест в парламенте, тогда как блок оппозиционных партий «Национальный альянс» во главе с Народно-республиканской партией (НРП) главного оппонента Эрдогана – только 35,02%, или около 211 мест.
Это говорит о том, что оппозиция упустила свой шанс, так как победа на парламентских выборах президентского альянса уже является твёрдой основой для успеха на предстоящем голосовании 28 мая, когда нынешний лидер будет переизбран. Плюс полностью провалились все оценки и прогнозы, которые говорили о том, что Кемаль Кылычдароглу получит уже в первом туре 53% голосов. Но, как мы видим, он уже отстаёт от фаворита на 5%, и преодолеть сейчас данный разрыв за две недели будет фактически невозможно.
В свою очередь, Реджеп Эрдоган в ночь с 14 на 15 мая, понимая, что опережает по всем параметрам оппозицию, выступил перед своими избирателями и показал решимость идти до конца и побороться во втором туре, чтобы обеспечить полноценную победу. Об этом сообщило государственное агентство «Анадолу», разместившее его речь и на русском языке:
«Победителем на выборах вне зависимости от показателей стала Турция и ее народ. Голосование 14 мая стало одним из самых рекордных по явке в истории выборных процессов нашей страны. В течение всей политической карьеры мы проявляли уважение к воле народа. Выражаем уважение к мнению избирателей и на текущих выборах и всех последующих. Разница в голосах составляет приблизительно 2,6 млн в нашу пользу. Итоговые результаты лишь увеличат этот разрыв. Если же народ сделал выбор в пользу второго тура, то мы готовы принять и это решение», – сказал турецкий лидер.
Теперь перед вторым туром основная борьба пойдёт за голоса третьего кандидата и ультранационалиста Синана Огана, который неожиданно получил 5,17%, что является удивительно сильным показателем для нового политика. За него, скорее всего, голосовали все те, кто не готов был поддержать ни одного из двух главных претендентов. Очевидно, что он, сторонник возвращения парламентской политической системы, будет вести сейчас усиленный торг с главными игроками гонки, но далеко не факт, что его избиратели отдадут свои бюллетени 28 мая за того, на кого он укажет.
Кроме этого, стало известно из сообщения турецкой службы Euronews, что Оган уже предъявил Кылычдароглу невыполнимое условие убрать из коалиции «Национальный альянс» прокурдские партии. Ведь ультранационалисты как раз поддерживают активную борьбу против терроризма и РПК. Не помогло, как видим, и снятие в минувший четверг в результате кампании по дискредитации второстепенного кандидата Мухаррема Индже, который раскалывал оппозиционный электорат.
С большим разочарованием и скепсисом уже начали высказываться и на Западе, предполагая неизбежное поражение Кемаля Кылычдароглу во втором туре президентских выборов. Так, например, британская The Economist даже не скрывает своего негодования:
«Прямая победа авторитарного лидера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана стала худшим результатом, который могла себе представить оппозиция страны. Выступление Кылычдароглу было настолько неудовлетворительным, что лидеру НРП пришлось бы добиваться расположения всех избирателей Огана, чтобы получить шанс на победу во втором туре. Это кажется маловероятным. Впервые в своей карьере Эрдоган пошел на выборы, отставая от своего главного соперника в опросах общественного мнения. Теперь он кажется явным фаворитом на победу во втором раунде».
Именно в связи с этим оппозиционные силы оказались ошеломленными и пришибленными, что не смогли даже провести массовых митингов. В связи с этим мы и не наблюдаем вспышек насилия, а вялые попытки опротестовать результаты также разбились об объективный мониторинг и тщательный подсчёт голосов с участием многочисленных наблюдателей.
Не выдержали и немецкие кураторы Кемаля Кылычдароглу. Так, турецкое издание Haber7.com опубликовала комментарии Михаэля Рота из Социал-демократической партии (СДПГ), являющегося председателем комитета по иностранным делам германского бундестага.
Рот, который также поделился своими прогнозами о будущем отношений в случае переизбрания президента Эрдогана, сказал:
«Если Эрдоган будет переизбран, это, конечно, осложнит отношения между Турцией и Германией».
Более того, депутат отметил, что, если Эрдоган останется на своем посту, он беспокоится не только о его отношениях с Германией, но и об отношениях между Турцией и ЕС, добавив:
«Нам нужен кто-то, кто повернется лицом к Европе и нашим ценностям прямо сейчас, и этот человек определенно не Эрдоган».
Но и Рот признаёт результаты выборов как «удручающие и разочаровывающие» и не оставляет никаких шансов для Кемаля Кылычдароглу.
Также незавидную для прозападных оппозиционных сил картину рисует и политолог, член партии «Ватан» («Отечество»), выступающей за выход Турции из НАТО, Хусейн Эрман Атешоглу. Он просто не видит возможностей для мобилизации протестного электората после второго тура выборов 28 мая.
«Конечно, Запад пытается раскачать ситуацию внутри Турции. Байден даже сказал, что нужно свергнуть Эрдогана посредством победы оппозиции на выборах, то есть проявил откровенное вмешательство во внутренние дела нашего государства. Но я вижу, что настроения турецкого народа более умеренные, тем более, что оппозиция, потерпев ошеломляющий разгром, отстав на 8 – 10 процентов от собственных прогнозов, навряд ли сможет консолидировать своих сторонников и дестабилизировать обстановку», – отметил эксперт.
Иранский журналист Хаял Муаззин также у себя в телеграм-канале и на разных площадках со своей стороны отметил спокойный характер прошедших выборов, но также выразил заинтересованность Тегерана в переизбрании на своём посту Эрдогана, как известного и договороспособного игрока. Тогда как в случае прихода к власти его оппонента при поддержке Запада, украинский кризис будет усилен посредством втягивания Анкары в конфликт.
«Эти выборы решают не только судьбу турецкого народа, но и судьбу всего региона, потому что Турция важная держава для соседних стран. И победа Эрдогана очень нужна, конечно, для России и Ирана, так как по каким-то острым вопросам мы можем договориться и решать их с действующим президентом. Кемаль Кылычдароглу – это уже совсем не тот кандидат, который в случае успеха поддержит дальнейшие хорошие отношения с соседними странами, ведь он будет реализовывать, в первую очередь, западные интересы и вовлечёт Турцию в конфликт на Украине на стороне НАТО», – указал обозреватель.
Подытоживая, можно с уверенностью сказать, что турецкий народ проявил настоящую демократию и зрелость, так как явка превзошла 88% и, хотя градус напряжения был чрезвычайно высок, он не перерос в прямое физическое противостояние двух лагерей в момент и сразу после выборов. И хотя остаются опасения и угрозы, всё же шансы и решительность протестных сил улетучивается, гранича с деморализацией.
Мы будем следить за развитием событий, так как эти ближайшие две недели будут решающими.
Безусловно, большой процент, отданный за оппозицию, подтолкнёт сейчас Эрдогана к быстрому решению социальных и застарелых приграничных конфликтов. В первую очередь, речь идёт об урегулировании ситуации совместно с Москвой и Тегераном в соседней Сирии с целью возвращения пяти миллиона беженцев и снятия нагрузки на турецкую экономику.
И, конечно, результат 28 мая определит дальнейшее направление внешней политики Турции, особенно её все более тесные отношения с Россией, а также форму ее экономики.
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.