Диверсия против Одессы: Город лишают антиковидной вакцины
Что тебе важней, Одесса: елки или здоровые граждан? Этот вопрос повис в воздухе Одесского горсовета во время очередной сессии нового созыва после того, как взял слово Илья Фрейман, депутат от «Партии Шария», дебютанта одесского самоуправления. Молодой депутат решительно выступил против затрат города на новогодние украшения улиц.
«Каждая копейка, которую мы выбрасываем непонятно куда – косвенно это жертвы, это заболевшие люди. 2 миллиона гривен — это 6 тысяч литров дезинфицирующих средств, это миллион медицинских масок, это свыше 180 тысяч килограмм медицинского кислорода, это 13 тысяч комплектов четырёхразового питания для ковидных больных, это 3-4 аппарата ИВЛ, это несколько тысяч ПЦР-тестов», – заявил депутат, отметив, что все это для Одессы гораздо важнее, чем «10-метровая елка и светящиеся зверушки, пингвинчики, петушки, стоимостью в два миллиона гривен суммарно».
Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы YouTube и TikTok.
Не признать правоту депутата весьма сложно, учитывая тяжелое положение города перед лицом коронавирусной инфекции. А положение действительно аховое. Больницы не справляются с нагрузками. Ощущается нехватка персонала. Обращение городских властей к интернам Одесского медицинского университета осталось без внимания, так как те не хотят работать за копейки, платить за спецодежду из своего кармана, да еще и рисковать жизнью.
Возьмем, к примеру, персонал «Скорой помощи». В соответствии с реформой «имени Супрун» весь состав этой службы перевели в подчинение областных властей, а в городе только создается альтернативная служба, где сегодня насчитывается всего несколько машин. И это – на миллионный город.
Кроме того, часто возникают недоразумения с доставкой больных в учреждения здравоохранения: сначала диспетчерская служба говорит один адрес, а уже по месту выясняется, что данная больница в конкретный день не принимает, не специализируется на данном заболевании и т.д.
По словам медперсонала, работники вынуждены покупать себе специальную униформу, так как та, что закупается на деньги «коронавирусных» фондов, быстро изнашивается, а другую не дают.
Удивляет принцип распределения больных, у которых только подозревается наличие болезни. Их везут сначала в одну отдельно взятую больницу, там берут пробы и только через 7 дней дают результат. Правда, если больной приехал «по скорой», то тест будет бесплатным. Для сравнения: в Одессе есть лаборатории, где результат теста на Ковид можно получить за считанные часы. Правда это и стоить будет от 1300 грн. и выше. На вопрос, почему же такая разница, никто ответа дать не может: ни пациенты, которые порой отдают последние деньги, чтобы убедиться, что они здоровы, ни медработники.
Персонал больниц, причастных к обслуживанию пациентов с подозрением на коронавирус или уже зараженных им, работает на износ в полном смысле этого слова. Пример: больница № 3. Когда-то это было лечебное учреждение, которое специализировалось на кардиологии. Сегодня там кардиологии нет и, вообще, сложно понять, что там есть, вообще. Приезжающие сюда «скорые» ожидают в очереди порой по 6 – 8 часов, пока не примут больного. В отделении, куда после измерения температуры, сатурации, давления попадает больной, работают 2 медсестры и один врач. При этом первые работают сутки через двое, а второй по 12 часов в день.
Совсем немного о водителях «скорых». Как правило, это мужчины возрастом за 40 лет, вынужденные работать по полторы смены, чтобы хоть что-то заработать. Но и это «хоть что-то» в свою очередь подвергается массовым проверкам со стороны контролирующих органов с целью борьбы с коррупцией, сокрытием налогов. На Украине это умеют. А вот наладить медицинское хозяйство – едва ли. Из того, что мы видим в Одессе, выходит именно так.
Пандемия обнажила полную беззубость медицинского хозяйства города, в больницах которого, в результате «либерализации» системы здравоохранения, выполнение практически всех серьезных исследований отдано на откуп частникам. Показательна в этом отношении старейшая в Одессе больница № 1, она же «Еврейская», носящая такое название, поскольку была построена на деньги состоятельных горожан этой национальности.
Диагностический центр «Sanitas» расположен буквально через стенку от приемного покоя больницы № 1. В этом центре среди прочих исследований вам сделают компьютерную томографию. Цена вопроса – 1500 грн. Для сравнения, средняя зарплата учителя в городе составляет 7 936 гривен, а на руки выходит и того меньше.
Но пройти исследование не так просто – если вам повезет, то вас поставят в очередь на третьи сутки с момента записи, а то и позже. При этом в центре, очевидно, даже не знают, что такое «социальное расстояние», так как на 5-6 квадратных метрах там постоянно находятся 6 – 8 человек, хотя и в масках. Кстати, о борьбе с коррупцией: здесь вам не выдадут чек, если вы не попросите, как, впрочем, в государственном рентген-кабинете, который находится в составе, собственно, больницы, но делает исследования за «добровольные» пожертвования, который растут день ото дня.
Факты, приведенные выше – только небольшой фрагмент из жизни миллионного города и его системы здравоохранения, руководит которой почти непотопляемая «Заслуженный деятель науки и техники Украины» Елена Александровна Якименко, выпускница Одесского мединститута. После пребывания на этой должности в 1999 по 2010 годы, она вернулась обратно на «свой» пост, с легкой руки городского головы Геннадия Труханова, в 2018 году.
Елена Якименко.
Как говорят, короля делает свита. В нашем случае у Елены Якименко и свита тоже не очень. Зато у департамента здравоохранения обширные рабочие территории, часть которых отобрана еще много лет назад у одной из детских поликлиник, маленькие пациенты которой вынуждены ездить сдавать анализы в другое медицинское учреждение. А с учетом того, насколько непродуманные транспортные развязки в центре города, можно и опоздать, ведь забор анализов осуществляется строго с 8 до 10 часов утра. Но о транспорте не сейчас.
Трудится на благо родной Одессы и ее здоровья Елена Якименко, но как-то не с особым рвением, что ли. В городе не хватает врачей, что показывает хотя бы пример той же больницы № 3.
В городе не отработана схема, по которой возможны замены заболевших врачей, а тем более сейчас, в эпоху пандемии. Сколько людей в белых халатах перенесли коронавирус, остается только догадываться. Так, в поликлиниках, если врач болеет, то его участок делят на двух трех коллег, которые помимо оказания медицинской помощи, еще и занимаются заполнением разных, зачастую бесполезных, бумаг. А есть врачи, которые в часы приема работают без медсестер, поскольку таковых нет. Сегодня, когда в городе развита сеть частных клиник, медицинских центров, туда и уходят кадры. Там и платят больше, да и нервотрепки с проверками меньше.
В ноябре 2020 года прошла информация, что Елену Якименко будут снимать с должности. Однако дальше газетных полос информация не пошла. А тут на днях в поведение главного врача города вмешалась еще и политика, иначе произошедшее трактовать нельзя.
На упомянутой выше сессии горсовета, с предложением о необходимости приобретения для борьбы с коронавирусом российской вакцины, выступил депутат от «Оппозицонной платформы – За жизнь» Виктор Баранский. Свое предложение депутат мотивировал тем, вакцина прошла испытания в 40 странах Европы и может стать спасением для людей.
Директор департамента здравоохранения тут же нашла отговорку: «В настоящий момент ни один из препаратов (вакцины) не зарегистрирован в Украине и не прошел процедуру лицензирования. Когда будет принято решение, какой именно препарат будет закупать Украина, тогда мы и обсудим этот вопрос на уровне города и области. Мы не можем забегать вперед верховной власти, так как это вопрос государственной безопасности. Мы будем действовать только после указаний центральной власти».
Все ясно? Не стала Елена Ивановна поддерживать здравую инициативу, оно и понятно. Подчиняясь де-юре – горсовету города, де-факто – голове, дама не хочет потерять своё рабочее место. В свою очередь, на путь приобретения российской вакцины не станет и господин Труханов. Как говорят в Одессе, оно ему надо – вступать в трения с Киевом? Тем более, что президент недавно так тщательно объяснял, почему не надо покупать российскую вакцину, в интервью американской газете The New York Times.
Позвольте-ка, а где же ваша хваленая децентрализация? Или она распространяется только в вопросах удобного дележа территорий и кредитов?
Елена Якименко не хочет «забегать» впереди власти. И не надо. Стоит принять постановление, договориться о том же с депутатами областного совета; депутаты-оппозиционеры могут создать межрегиональную рабочую группу и т.д. Надо только приложить усилия. Но это «заслуженному деятелю» Елене Якименко не надо. Ей и без вакцины хорошо сидится в своем кресле. У неё, очевидно, позиция такая: нет вакцины – меньше головной боли. Ведь путь от договора о поставках до, собственно, вакцинации довольно долог и без горздрава тут не обойтись, а это, действительно, лишние хлопоты.
Но, думается, главная головная боль у заслуженной дамы еще впереди. Имя «головной боли» – Виталий Саутенков, коллега упомянутого Виктора Баранского по партии ОПЗЖ и по работе в горсовете. Дело в том, что Виталий Саутенков в новом составе горсовета руководит комиссией по вопросам здравоохранения. С учетом того, что он оппозиционер, а его коллега задал очень «неправильный» вопрос, можно предположить и хочется надеяться, что они будут тревожить местную исполнительную власть и, в частности, медицинскую.
Виталий Саутенков и Виктор Баранский.
Безусловно, эпидемия будет побеждена, но вопрос в том, какова будет цена этой победы. Особенно печально это осознавать в городе, славном своими традициями в области здравоохранения; городе, в котором работали и двигали науку знаменитые на весь мир ученые Филатов, Гамалея, Сеченов, Пирогов и другие светила. Городе, который, несмотря ни на что, всегда давал бой разным эпидемиям в прямом и переносном смысле этого слова.
Вред, который нанесла так называемая «оптимизация» медицины, колоссален. Реформы Супрун на деле оказались ни чем иным, как диверсией против граждан Украины. И Одесса, к сожалению, не стала исключением.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: