Просмотров:6388

Your browser doesn’t support HTML5 audio

Болгария не хочет пускать Северную Македонию в ЕС, пока та не откажется от своего языка

Болгария, желая додавить македонцев по вопросу идентичности, выступила с заявлением, приложенным к выводам Совета по общим вопросам ЕС, касательно интеграции Северной Македонии в Евросоюз, где потребовала от Скопье отказаться от термина «македонский язык».

Об этом сообщили балканские СМИ, передает корреспондент «ПолитНавигатора».

«Если цена вступления в Европейский Союз заключается в том, чтобы сказать, что мы не македонцы, и что язык, на котором мы говорим, не македонский, то нам не нужен ЕС, – прокомментировал болгарское заявление президент Северной Македонии Стево Пендаровски. – То, что предложил болгарский парламент, стало самым жестким (из общего текста выводов Совета, составленного представителями разных государств – ред.). Если честно, я перечитал это заявление два или три раза, и когда я прочитал его впервые, то не мог поверить, что в 21-м веке кто-то может бросить вызов чьему-то языку, его устоявшемуся за десятилетия названию».

Пендаровски напомнил, что македонский язык был официально признан как самостоятельный в 1974 году, в 1977 году это было подтверждено ООН, а впервые как отдельный язык он был выделен в 1946 году.


Реклама


По мнению президента, подобная бескомпромиссная позиция Болгарии может стать препятствием для будущих переговоров его страны с Еврокомиссией, а также нарушает прежние договоренности между Скопье и Софией.

Очередной виток давления со стороны Болгарии на македонскую идентичность начался после того, как в 2019 году пришедшее в Скопье в результате майдана прозападное руководство ради будущей интеграции в ЕС и вхождения в НАТО (вступление в альянс уже произошло в марте текущего года), подписало Преспанское соглашение с Грецией о переименовании государства в Северную Македонию, вызвавшее бурные протесты.

После этого, видя, что от македонских либералов можно добиться уступок в вопросах идентичности, к процессу давления и шантажа подключилась Болгария, требуя от соседей отказаться от «македонского языка», «македонской истории» и,  в перспективе, возможно, и самой  македонской идентичности.

Спор о «македонстве» ведется более чем полвека. По факту нынешние македонцы являются западной частью болгарского этноса, исторически оказавшейся вне болгарского государства.

Именно македонский Охрид был колыбелью болгарского Православия, общие герои обоих «народов» поднимали соплеменников на борьбу с турками, а, по сути, «македонский язык» является диалектом болгарского языка.

Однако после Первой Балканской войны населенная болгарами территория Вардарской Македонии, освободившаяся от Османской империи, закрепилась за Сербией (Эгейская Македония была населена преимущественно греками и досталась Греции, Пиринская Македония – Болгарии), впоследствии – за Югославией, а духовно начала окормляться Сербской Православной Церковью.

Сербская монархия до своего фактического падения в начале Второй мировой войны не оставляла попыток мягкой ассимиляции македонских болгар, выдвигая концепцию «оболгаренных сербов», что, в свою очередь, вызывало резкое неприятие местного населения и даже провоцировало партизанскую войну против югославских органов власти (именно македонские террористы совместно с болгарскими «коллегами» убили в Марселе югославского короля Александра Первого Карагеоргиевича).

Годы Второй мировой войны можно считать началом болгаро-«македонского» противостояния, когда пассионарная часть населения Вардарской Македонии, ранее симпатизировавшая Болгарии, перешла под знамена антифашистского сопротивления, в то время как официальная София стала союзницей Третьего Рейха.

Пришедшие к власти в Югославии в 1945 году коммунисты в пику Болгарии, оставшейся после конфликта Сталина и Тито в стане союзников СССР, только подхлестнули процесс формирования особой македонской идентичности.

Стараниями югославских властей появилась отдельная Социалистическая республика Македония, а также созданная по лекалам украинской и белорусской идентичности в СССР отдельная македонская идентичность (в купе с выделением черногорской и мусульманской идентичностей).

А вместе с ними македонский язык, македонская история, и даже «Македонская Православная Церковь», что стало своего рода историческим нонсенсом – впервые христианская Церковь была учреждена по инициативе атеистических властей.

Поле распада Югославии претензии к получившей независимость Македонии предъявила Греция, утверждавшая, что славяне, появились на территории исторической Македонии много позже собственно эллинских античных македонцев, а потому не имеют права на подобное название нации и страны.

После чего Греция заблокировала вступление государства в ООН, вплоть до того, как Скопье было принято компромиссное самоназвание «Бывшая югославская республика Македония», а флаг с символом античных македонских царей Виргинская звезда был заменен на флаг с изображением солнца.

В свою очередь консервативно-националистическое руководство страны в пику Афинам разработало теорию о том, что древние македоняне не имели отношения к грекам, и поучаствовали в этногенезе современных македонцев, после чего беззастенчиво застроило Скопье аляповатыми монументами античным героям.

После Преспанского соглашения эти процессы сошли на нет, и даже памятник Александру Македонскому в северомакедонской столице был переименован в «Памятник всаднику».

Но остались недоразумения с болгарами. Если раньше консервативный режим Скопье не боялся противостоять Софии, то теперь пришедшие к власти прозападные либералы пошли на попятную: появилась совместная комиссия по согласованию спорных моментов, касающихся исторических дат, героев, праздников.

Мало того, раскольничья и непризнанная «Македонская Православная Церковь» попросила Болгарскую Православную Церковь быть ей «Матерью-Церковью», установив с ней каноническое общение.

И БПЦ практически согласилась на подобный шаг, но против подобного слияния резко воспротивились греки – Константинопольский Патриархат и Элладская Церковь .

И вот теперь Болгария пришла к выводу, что настало время прогнуть Скопье и по вопросу языка. Однако, похоже, что и у либерального режима Северной Македонии эта пластичность подошла к концу, и, поскольку вопрос окончательной евроинтеграции Западных Балкан вновь оказался под угрозой, можно предположить, что к спору в качестве арбитров и примирителей в скором времени вновь подключатся «старшие братья» из Брюсселя и ООН.

Подпишитесь на новости «ПолитНавигатор» в ТамТам, Яндекс.Дзен, Telegram, Одноклассниках, Вконтакте, каналы TikTok и YouTube.

Последние новости
Загрузка...
Ошибка сети...

Все новости за сегодня
Новости - RU.BANGANET.COM